Время науки - The Times of Science

26 В работе с позицией «наблюдатель» – просвещение, повышение осведомленности о сущности, факторах и причинах риска формирования буллинга и его социальной структуре, ролях и позиций, о первых признаках проявления травли [6; 8; 10]. Исследование проводилось на базе МБОУ ЦО № 12 г. Тула. В диагностике приняли участие 20 обучающихся 8-го класса в возрасте 13–14 лет. Работа проводилась совместно с педагогом-психологом в соответствии с заказом образовательной организации в рамках выполнения ВКР (в классе отмечены попытки буллинга, сигнал получен от родителей и классного руководителя). Приведём результаты констатирующего этапа исследования. На вопрос входной анкеты «Буллинг» «Знаете ли вы, что такое буллинг?» 18 из 20 учащихся ответили «да» (90 %). Двое респондентов дали отрицательный ответ, но на последующие вопросы (о причинах, последствиях, формах буллинга) этими обучающимсябылидатыдостаточнокомпетентныеответы, чтодаетнамоснование говорить об их недостаточной искренности либо о знакомстве с явлением, но не с термином. Главными причинами буллинга большинство учащихся называет низкую самооценку (35 %) и желание показать свою силу (40 %), 15 % указывают на негативный опыт в семье. Прозвучали такие варианты, как «отличие от других» (5 %), «стремление унижать человека в компании» (5 %). На вопрос «Каковы последствия буллинга для жертвы и общества в целом?» практически весь коллектив (95 %) отметил, что это потеря уверенности в себе и психологические проблемы, 5 % – «ухудшение атмосферы в школе или обществе». 12 человек из класса (60 %) утверждают, что чаще всего травля встречается вшколе, остальные (40%) указываютнасоциальныесети, интернет (кибербуллинг). При ответе на вопрос «Кто чаще всего подвергается травле?» большинство учащихся (90 %) сошлось во мнении, указав – «тот, кто слабее и не может дать сдачи», «тот, кто отличается от других (внешне, физически), «тот, кто имеет свое мнение». 1 ученик (5%) отметил, чточащевсегоподвергаетсятравле«тот, ктоведет себя неадекватно и пытается утвердиться за счет других» и 5 % – «в игре Dota». Согласно ответам респондентов, самой распространенной формой травли в школе является унижение (30 %), игнорирование (15 %) и высмеивание (15 %), физическая агрессия (10 %), угрозы (5 %), 5 человек (25 %) ответили «все в той или иной степени». Навопрос«Чтоввашейшколеделаетсядляборьбысбуллингом?»10человек (50 %) ответили «ничего», при этом 5 % добавили, что «учителя иногда могут контролировать ситуацию», 2 человека (10%) ответили «не знаю». Один участник (5 %) отметил, что«внашейшколеестьпсихологи, которыедаютшкольникамтестыпо психологиии т. д.», 10%ответили«проводятсяразговорысдетьми», 10%– «ведутся беседы с социальным педагогом и психологом».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=