Время науки - The Times of Science
25 Для буллинга как проявления травли в ученическом коллективе характерно неравенство сил сторон, длительность и регулярность [2]. Буллинг проявляется в закрытых сообществах, устойчивых группах. Буллинг-система – это всегда система отношений участников: обидчиков, жертв, свидетелей, одобряющих насилие, последователей агрессора, активных защитников, потенциальных защитников и равнодушных [5]. Современными авторами выделены предпосылки, поведенческие и личностные черты, детерминирующие приверженность и освоение ребенком той или иной позиции [1; 3]. Агрессоры как участники травли проявляют наибольшую склонность к проявлениюнасилия;ихпотребность–власть,управлениедругими,удовлетворение от причинения вреда, материальное и психологическое вознаграждение, основная цель–самоутверждениенафонеслабых.Жертвабуллингаоказываетсявсостоянии давления, изоляции, насилия, онанеспособнаэффективнозащищаться.Свидетели– это,какправило,большаячастьколлектива,вкоторомимеетместобуллинг.Вначале имжалкожертву, позднееэмпатияможетснижаться. Потенциальныезащитникине одобряют травлю, зачастую они опасаются оказаться на месте жертвы, избегают ситуации, стараясь сохранять нейтральность, не занимать ничью сторону [7; 8]. Буллинг меняет личности участников, травмирует их. Буллинг опасен намеренным уничтожением самоценности и личности человека, подрывает базовые потребности в безопасности и доверии [2; 6]. Профилактика буллинга направлена на его прекращение и предотвращение. Универсальных способов борьбы с буллингом не существует. Профилактика начинается с признания проблемы взрослыми (педагогами, родителями, администрацией образовательной организации) и их включением в работу. Важно осознаватьбуллингкакпроблемуисвоевременноегопрекращатьипресекать[1;10]. Алгоритм профилактических мероприятий состоит из диагностики буллинга, выявленияпричины, проведенияпрофилактическихмероприятий, которыевначале проводятсяспедагогическимсоставом,затем–состальнымиучастникамибуллинга [11]. В своем исследовании мы разделяем идею отечественных авторов о том, что учет позиций участников буллинга в подростковом коллективе позволяет вывести превентивную работу на более высокий уровень эффективности. В работе с позицией «жертва» важно развитие коммуникативных навыков, повышение статуса в коллективе, самооценки, формирование умения отстаивать собственные границы. С позицией «агрессор» – обучение способам выражения гнева и негативных эмоций в социально приемлемых формах, снижение агрессии и враждебных реакций, развитие эмпатии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=