Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 16 №3.2 Нельзя забывать, что дети цифрового поколения отличаются от своих предшественников. Молодые семьи стремятся жить отдельно от старшего поколения, тем самым лишая ребенка образца ведения диалога в кругу семьи. К тому же цифровизация, вошедшая во все сферы жизни современного человека, еще больше снижает время живого общения. Зачастую родители, уставшие на работе, проводят вечера каждый в своем гаджете. У большинства современных малышей тоже имеются собственные гаджеты. Но их использование зачастую не только не пробуждает у них интереса к чтению и написанию текстов, но, напротив, учит обходиться без речи: долгое и трудоемкое написание текста можно заменить картинками, голосовыми сообщениями, эмотиками (смайликами). Именно поэтому в современном мире взрослым так важно особое внимание уделять живому общению с детьми. Хорошо задавать ребенку вопросы о том, как прошел его день, стимулируя развернутые ответы. Полезно читать ребенку книги вслух, тем самым вырабатывая умение слушать, необходимое для построения полноценного диалога, а также демонстрировать ребенку правильно построенные, распространенные предложения, которыми богата художественная литература. Необходимо обсуждать с ребенком прочитанное, объяснять непонятные слова, что расширяет его словарный запас, позволяет в будущем составлять развернутые предложения. В общении с детьми необходимо быть требовательными к своей речи, нельзя забывать, что любой взрослый является примером для ребенка. Планируя деятельность педагога-психолога по развитию речевых навыков, целесообразно ориентироваться на возраст ребенка. Важно понимать, что в начальной школе большую роль играют игровые, социальные, познавательные мотивы. Внести в обучение современных детей младшего школьного возраста элемент игры, тем самым стимулировать пробуждение интереса к образовательному процессу, помогут цифровые технологии. Короткий текст, яркие картинки и знакомые герои позволяют школьникам лучше осваивать необходимые навыки. Например, школьный психолог может провести с детьми игру «Журналист», где дети интервьюируют друг друга, а затем делают короткий рассказ о своем однокласснике. Это упражнение не только развивает речевые навыки, но и способствует формированию дружеской атмосферы в коллективе. Проведение творческих конкурсов задействует соревновательные мотивы и мотивы достижения успеха. Использование групп поддержки стимулирует выработку чувства безопасности в классе. Самооценка (самопроверка) способствует воспитанию самостоятельности, ответственности. Нами проведена экспериментальная работа с учениками 2 класса одной из школ города Тула. Для диагностики речевых навыков, а также уровня мотивации к изучению родного языка у младших школьников были применены следующие методики: «Простые аналогии» Ю.Л. Глатковой (методика адаптирована для младших школьников), направленная на диагностику мышления и речи младших школьников, исследование понимания и речевого воспроизведения логических связей [9]; «Исключение лишнего» Р. Амтхауэра,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=