Время науки - The Times of Science

Мильрат А.А. Milrat A.A. 2024 15 думает, но не произносит слов вслух [1]. Лев Семенович относил ее к системе высших психических функций. Это те функции, которые человек приобретает в результате культурного развития, они не даны ему от природы. Маленькие дети не обладают функцией внутренней речи. Интересно, что зачастую они проговаривают свои действия вслух, но такая речь предназначена не для окружающих, а для них самих и называется эгоцентрической речью. Постепенно с развитием мышления эгоцентрическая речь переходит в шепот, а затем во внутреннюю речь [1]. Речь – это социальный навык, который присущ человеку. Однако он не дается при рождении, его необходимо формировать в процессе развития ребенка. Речевой акт (целенаправленное коммуникативное действие), достигший степени совершенства, называется речевым навыком [2]. Советский психолог А.А. Леонтьев выявил, что работа по речевому развитию ребенка должна включать в себя совершенствование следующих речевых компонентов: звуковой составляющей (включает фонетику (звукопроизношение) и фонематики (слух)), смысловой составляющей (включает лексику, грамматику, связанную речь), понимание речи (семантика), неречевых психических функций (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, моторика). Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования [7] в результате освоения основной образовательной программы должна быть достигнута «сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета» [7]. Профессор О.С. Ушакова выделяет основные условия, необходимые для успешного развития речевых навыков детей: учет индивидуальных особенностей, стимулирование познавательной активности, формирование социального окружения из носителей грамотной речи, организация речевой среды [6]. С точки зрения психологии на желание ребенка высказывать свои идеи, обсуждать собственные письменные сочинения, заниматься словотворчеством, не бояться ошибок, благоприятно влияет психологически комфортная, дружеская атмосфера в классе, позиция учителя. Для успешной работы необходимо обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка (застенчивость, замкнутость, болтливость и т.д.), быть внимательным в общении с детьми, вовремя делая замечания (не забывая о педагогическом такте). Очень важно поднимать самооценку детей, поддерживать самостоятельность, инициативность. Ребенок должен быть уверен в своих способностях. Одним из важных условий развития речевых навыков является культурно обогащенная, благоприятная речевая среда, как естественная (реальное окружение), так и искусственная (организованная с помощью методического материала).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=