Время науки - The Times of Science

Малышева Е.Н. Malysheva Ye.N. 2024 11 для старших подростков» М.В. Яремчук [9], «Моя семья» М. Куна, Т. Мак- Партланда [5], «Синквейн» А.М. Щербаковой в модификации С.С. Строковой [5], «Шкала семейной адаптации и сплоченности» Д.X. Олсона, Дж. Портнера, И. Лави, в апробации Е.Н. Спиревой и А.Г. Лидерса [5], «Пословицы» И.С. Клециной [4], «Я и моя семья» С.Ю. Прохоровой [2], «Семейные традиции» А.С. Чухаревой [2]. Анализ результатов позволил выявить основные моменты, на которые стоит обратить внимание при организации работы социального педагога по развитию семейной идентичности в конкретном классе. В рамках изучения когнитивного компонента личности детей на основе соотношения результатов по шкале «Переживание принятия со стороны семьи» методики «Опросник семейной идентичности» и по методике «Семейная социометрия» было выявлено, что все участники программы ощущают себя комфортно в семье. Это выражается через такие показатели, как ощущение принятие со стороны семьи и ее членов, а также отсутствие бессознательных негативных чувств к изображенным в пределах окружности родственникам. Однако анализ ответов подростков по методикам, направленным на исследование эмоциональной составляющей, показал, что в отношениях с родными во многих случаях присутствует отстраненность и эмоциональная холодность. На основе анализа соотношения уровня сплоченности и адаптации в семьях двух учеников можно судить о таком типе семейной системы как разобщенный и хаотичный. Это характеризует их членов как неспособных оказывать друг другу поддержку и имеющих склонность принимать импульсивные решения. При анализе ответов учащихся, которые можно отнести к ценностному компоненту, обнаружено, что для всех семей испытуемых характерно смещение социальных ролей, отсутствие закрепленных за определенным человеком обязанностей. У семи подростков нет четких гендерных установок в распределении ролей между мужчиной и женщиной в семье. Также следует отметить, что в большинстве семей нет организованного совместного времени и общих увлечений, что относится к показателям поведенческой составляющей. Опираясь на результаты констатирующего этапа исследования, мы разработали направления работы социального педагога по развитию семейной идентичности у подростков из многодетных семей. Первое направление осуществляется через проведение занятий с детьми и делится на блоки, содержание работы по которым опирается на компоненты семейной идентичности: когнитивный, эмоциональный, ценностный и поведенческий. В рамках первого блока занятия с детьми направлены на развитие чувства принадлежности к семье. Для этого в течение трех занятий социальный педагог вместе с детьми рассматривает категорию «семья» как ценность в жизни каждого и как опору, также представления об идеальном образе семьи, что помогает детям осознать особенности собственной. Второй блок направлен на создание условий для улучшения внутрисемейной коммуникации и как результат – улучшение отношения подростков к членам семьи и ее образу в целом. Для этого на трех занятиях с

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=