Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 10 №3.2 the program includes four blocks. The aim of the work in each section of the program is to develop a specific component of family identity according to their indicators obtained in the course of the research. The article describes possible forms of joint work between adolescents and their families, as well as forms of work with parents. Keywords: family identity, multi-child families, socio-pedagogical support for adolescents, general academic school, developmental program. В процессе своего взросления ребенок соотносит себя с окружающими людьми, социальными группами, что помогает ему понять свою роль в социуме и осознать причастность к нему, т.е. идентифицировать себя [6]. Сензитивным для этого процесса считают подростковый период. В этом возрасте ребенок способен описать свои переживания и проанализировать принадлежность к системе близких связей [5]. Семейная идентичность как один из видов социальной идентичности является малоизученной областью педагогической и психологической наук. Однако, именно в семье закладываются базовые ценности, убеждения, система ролей и распределения обязанностей между членами этой социальной группы, а также формируется образ идеальной семьи. Особый интерес в рамках данной темы представляет многодетная семья, где воздействие оказывают не только родители, но и более трех сиблингов. Работа социального педагога по развитию семейной идентичности у подростков из многодетных семей имеет важную роль и состоит, в том числе, в оказании социально-педагогической поддержки. Социально-педагогическая поддержка подростков представляет собой систему деятельности социального педагога общеобразовательной школы, которая направлена на организацию взаимодействия всех участников педагогического процесса и социальной среды для оказания участникам помощи в предупреждении или преодолении различных трудностей [1]. Осуществление данной работы возможно на основе системы действий специалиста по оказанию подросткам социально-информационной, социально- правовой, социально-реабилитационной, социально-бытовой, социально- экономической, медико-социальной, социально-психологической и социально- педагогической помощи. В процессе оказания социально-педагогической поддержки социальный педагог выполняет свою роль непосредственно – активно взаимодействуя с подростками из многодетных семей, и опосредованно – становясь связующим звеном между школой и семьей, детьми и родителями и т.д. [7]. В рамках данной темы было проведено исследование на базе МКОУ Новольвовская СОШ имени Ф.А. Гаврюхина пос. Новольвовска Кимовского района Тульской области. Участие в нем приняли 9 учеников 5-го класса из многодетных семей. Для того, чтобы выявить особенности семейной идентичности у подростков из семей с большим количеством детей была разработана диагностическая программа. В нее вошли следующие методики: «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллера [8], «Опросник семейной идентичности» С.С. Строковой [5], «Опросник на привязанность к родителям

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=