Время науки - The Times of Science
Тростянецкая А.В. Trostyanetskaya A.V. 2024 37 Формат проведения занятий в рамках различных описанных выше программ различается. Большинство из них предполагают групповые занятия, позволяющие детям учиться взаимодействовать друг с другом и развивать социальные навыки в реальных ситуациях [14]. Однако некоторые программы, особенно основанные на когнитивно-поведенческой терапии, могут проводиться индивидуально, учитывая особенности и потребности каждого ребенка. Кроме того, появляются онлайн-программы, предоставляющие детям возможность развивать социальные навыки в удобном для них формате. Целевая аудитория программ развития социального интеллекта может быть универсальной, подходящей для всех младших школьников, или специфической, разработанной для детей с особыми потребностями, такими как задержка развития, аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Каждая из методологических основ имеет свои сильные и слабые стороны. Активные методы обучения способствуют развитию самостоятельности, креативности и навыков сотрудничества, менее эффективны для детей с низкой мотивацией, требуют высокой квалификации педагога. Сказкотерапия и игротерапия доступны и привлекательны для детей, развивают эмоциональный интеллект, но могут быть менее эффективны для развития конкретных социальных навыков. Когнитивно-поведенческая терапия эффективна для коррекции проблемного поведения и развития навыков саморегуляции, но может быть менее привлекательна для детей, требует высокой квалификации специалиста. При выборе программы необходимо учитывать конкретные цели и потребности ребенка. Для развития общей социальной компетентности подойдут программы, основанные на активных методах обучения или сказкотерапии. Для коррекции проблемного поведения и развития навыков саморегуляции более эффективны программы, основанные на когнитивно- поведенческой терапии [8]. Важно отметить, что все описанные программы имеют научное обоснование и доказали свою эффективность в развитии социального интеллекта у младших школьников. Однако их результативность может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей детей, квалификации специалистов, проводящих занятия, и условий реализации программы. Программы, разработанные в рамках конкретных образовательных учреждений и учитывающие специфику их образовательной среды и особенности учеников, наиболее адаптированы к реальным условиям, но их эффективность может быть ограничена рамками конкретной школы или детского центра. Разнообразие программ развития социального интеллекта у младших школьников в России позволяет выбрать наиболее подходящую для конкретного ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, потребности и цели, которые необходимо достичь. При выборе программы важно ориентироваться на ее научное обоснование, квалификацию специалистов, проводящих занятия, и возможности адаптации к реальным условиям. Комплексный подход, сочетающий различные методы и форматы работы,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=