Время науки - The Times of Science

Тростянецкая А.В. Trostyanetskaya A.V. 2024 35 Бихевиористская теория (Дж. Уотсон, Б. Скиннер) фокусируется на роли научения в развитии социального поведения. Согласно этой теории, социальный интеллект формируется через подкрепление и наказание, а также через наблюдение и подражание другим людям. Теория социального научения (А. Бандура) рассматривает, как люди обрабатывают социальную информацию и как это влияет на их поведение. Согласно этой теории, социальный интеллект включает в себя такие когнитивные процессы, как восприятие, внимание, память, мышление и принятие решений в социальных ситуациях. Теория экологических систем (У. Бронфенбреннер) признает влияние различных социальных контекстов (семья, школа, культура) на развитие ребенка. Согласно этой теории, социальный интеллект формируется в процессе взаимодействия ребенка с различными социальными системами. Сравнительный анализ теорий показывает, что психоаналитическая теория подчеркивает важность раннего опыта, но сложна для эмпирической проверки; бихевиористская теория акцентирует роль научения и возможности формирования социальных навыков, но недооценивает роль когнитивных процессов; теория социального научения фокусируется на когнитивных процессах и их влиянии на социальное поведение, но уделяет недостаточно внимания эмоциональным и мотивационным аспектам; теория экологических систем учитывает влияние различных социальных контекстов, но сложна для изучения взаимодействия различных систем. Социальный интеллект играет важную роль в развитии и адаптации детей, влияя на их успешность в учебе, межличностные отношения, эмоциональное благополучие и общую жизненную успешность. Таким образом, развитие социального интеллекта у детей младшего школьного возраста является важной задачей, способствующей их успешной адаптации, обучению и развитию. В России существует ряд программ, направленных на развитие социального интеллекта у младших школьников. Они различаются по методологической основе, формату проведения и целевой аудитории. Вот некоторые из них. 1. Программы, основанные на активных методах обучения:  «Мы вместе!» (К. В. Шевченко, И. И. Николаева): Эта программа состоит из трех разделов, направленных на формирование позитивной «Я- концепции», развитие навыков общения и взаимодействия, а также снятие психоэмоционального напряжения. Занятия проводятся в игровой форме с использованием музыкотерапии, театрально-игровой деятельности, художественных и проективных методик [13].  «Страна понимания» (Р. Р. Калинина): Программа фокусируется на развитии эмпатии, умения понимать и принимать чувства других людей [7].  «Сотрудничество» (О. А. Ивашова): Эта программа направлена на развитие навыков сотрудничества, умения работать в команде и достигать общих целей [6]. 2. Программы, основанные на сказкотерапии и игротерапии:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=