Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 34 №3.1 успешность [11]. Развитие социального интеллекта особенно важно в период начальной школы, когда дети активно усваивают новые знания, навыки и модели поведения, формируют свою личность и учатся взаимодействовать с окружающими. В последние годы в России наблюдается растущий интерес к проблеме развития социального интеллекта у младших школьников. Это обусловлено рядом факторов, таких как изменения в социальной и образовательной среде, возрастающая роль коммуникативных навыков в современном обществе, а также признание важности эмоционального и социального развития наряду с академическими достижениями. В ответ на этот запрос были разработаны различные программы, направленные на развитие социального интеллекта у детей, основанные на различных методологических подходах и использующие разнообразные форматы проведения занятий для различной целевой аудитории. Однако все они преследуют общую цель – помочь детям развить навыки эффективного взаимодействия с окружающими, понимания себя и других людей, а также успешной адаптации в социуме. Понятие социального интеллекта является сравнительно новым и отчасти проблематичным в психологической науке. Термин был введен Э. Торндайком в 1920 г., а в отечественной психологии впервые описан М. И. Бобневой. С течением времени понятие социального интеллекта приобрело новые трактовки, возможности для измерения и дальнейшего развития. В научной литературе встречаются различные определения социального интеллекта, которые можно условно разделить на две группы: когнитивный подход, рассматривающий социальный интеллект как способность понимать и интерпретировать социальную информацию, мысли, чувства и намерения других людей [1], и поведенческий подход, определяющий социальный интеллект как способность эффективно взаимодействовать с другими людьми, строить и поддерживать отношения, достигать своих целей в социальных ситуациях [2]. Концепция социального интеллекта имеет долгую историю развития в рамках различных психологических школ и направлений. Значительный вклад в ее развитие внесли такие ученые, как Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, Р. Стернберг и др. Существует несколько основных теорий, объясняющих развитие и функционирование социального интеллекта: психоаналитическая теория З. Фрейда, бихевиористская теория Дж. Уотсона и Б. Скиннера, теория социального познания А. Бандуры и теория экологического развития У. Бронфенбреннера [3]. Каждая из этих теорий имеет свои сильные и слабые стороны, акцентируя внимание на различных аспектах формирования социального интеллекта. Психоаналитическая теория (З. Фрейд) подчеркивает влияние раннего опыта на формирование личности и социальных навыков. Согласно этой теории, социальный интеллект развивается в процессе взаимодействия ребенка с родителями и другими значимыми взрослыми.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=