Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 28 №3.1 Источниками для написания работы стали опубликованные и размещенные в свободном доступе в сети Интернет архивные документы: серия материалов, относящихся к управлению индейскими школами-интернатами в Канаде в период с 1879 г.; должностной список школы Коквалеца; отчет о промышленных школах для индейцев и полукровок; материалы национальной конференции благотворительных организаций и исправительных учреждений 1892 г.; а также документы личного происхождения – воспоминания учеников школ-интернатов. По нашему мнению, англичанам был свойственен более агрессивный характер поведения в отношении коренного населения Северной Америки. Что касается Доминиона Канады, то изначальный выбор экономического пути взаимодействия с индейцами обусловил гораздо меньшее проявление агрессии по отношению к ним со стороны правительства. Эти различия нашли свое отражение и в построении компонентов систем образования США и Канады, ориентированных на коренное население континента. Первоначально в США для индейцев существовали школы, которые спонсировались местными миссионерскими учреждениями. В 1842 г. правительство инициировало создание специальных государственных дневных школ в резервациях. Цель их деятельности заключалась не просто в передаче «дикой нации» каких-либо знаний, а в «окультуривании» – превращении дикарей в экономически полезных людей с традициями и обычаями, присущими европейскому населению. Однако дневная школа не справилась с данной задачей, так как влияние вигвама было сильнее, чем влияние учреждений, в которых дети проводили лишь несколько часов в день. Поэтому с 1869 г. начинают создаваться школы-интернаты вдали от резерваций, происходит отделение детей от родителей. Интересно, что сами индейцы, вожди пяти «цивилизованных племен», предложили данную практику белым людям, о чем нам сообщает журналист и политик Николас Флуд Девин, который присутствовал при обсуждении данного вопроса [6]. При этом стоит отметить, что многие индейские дети во второй половине XIX в. действительно хотели получить образование, несмотря на разлуку с семьей. Об этом свидетельствуют воспоминания учеников школ-интернатов. Так, например, Элла Огненный Гром писала: «Мне было восемь лет, когда я спросила своего дядю, могу ли я пойти в школу, но он сказал, что я не могу, так как я была слишком мала, чтобы ходить в школу. Но я убежала из дома и поступила в государственную школу агентства. Мне пришлось пройти 15 миль, чтобы добраться туда, но я знала дорогу. Я так хотела пойти в школу, что мне было все равно, что со мной будет. Мне было всего двенадцать лет, когда я пошла в школу в Хэмптоне, штат Вирджиния, и это лучшая школа, которую я когда-либо посещала. Сначала мои родители сказали мне, что я не могу поехать, и они сказали, что я могу умереть там и никогда больше их не увижу. Но я снова сбежала и поехала в Хэмптон с мистером Фрилендом, который приехал за индейскими детьми. Я пробыла в Хэмптоне целых 6 лет » [1] ( здесь и далее перевод автора ).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=