Время науки - The Times of Science

Ягилева С.Д. Yagileva S.D. 2024 53 В данной статье мы рассмотрим сущность игры слов как стилистического приема, механизмы ее создания и выполняемые функции, а также проанализируем особенности ее употребления в американском ситкоме «Офис». Изучив определения термина «игра слов», которые давали ему разные лингвисты, мы можем выделить основные характеристики этого понятия. Сразу две из них можно найти в определении Е. М. Александровой, которая считает, что языковая игра заключается в «осознанном и целенаправленном использовании экспрессивных ресурсов речи, имеющее установку на создание комического эффекта» [1]. Мы видим, что она подчеркивает осознанность употребления этого стилистического приема – так адресант привлекает внимание адресата к своим словам. Кроме того, она выделяет создание комического эффекта, который является одной из функций игры слов. И правда, чаще всего языковая игра используется для того, чтобы рассмешить слушающего, однако, как мы увидим далее, она имеет целый ряд других не менее важных функций, поэтому скажем, что употребление игры слов вызывает определенный стилистический эффект. Другой его характеристикой является отклонение от языковой нормы (также целенаправленное). Именно из-за него у фразы появляется нелогичность, «неправильность», которая привлекает внимание адресата и которую ему нужно осознать и разгадать. Благодаря этому также создается комический эффект. Таким образом, каждому случаю употребления игры слов присущи следующие характеристики: целенаправленность ее использования, осознанное отклонение от языковой нормы и создание определенного стилистического эффекта. Механизмами создания игры слов могут выступать такие явления как омонимия, паронимия, полисемия, словообразование и использование разнообразных тропов. При этом каждый случай будет иметь свои особенности. Игра слов может выполнять самые разнообразные функции. Одними из них, согласно классификации В. З. Санникова, могут быть: 1. развлекательная (связана с желанием адресата развлечь себя и собеседника); 2. тренировочная (исходит из желания развивать язык и мышление); 3. психотерапевтическая (реализовывается при желании самоутвердиться); 4. маскировочная (основывается на соотношении между адресантом и адресатом и принятыми ими соглашениями) [2]. Среди прочих можно выделить характерологическую (помогает узнать больше о говорящем), конативную (привлекает внимание адресата к отклонению от языковой нормы), экспрессивную (показывает отношение говорящего к сообщаемому), референтную (высмеивание серьезного, которое только пытается выдать себя за серьезное), поэтическую (использование необычных форм содержания, которые обогащают язык) и комическую функции. То, какие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=