Время науки - The Times of Science

Новикова В.А. Novikova V.A. 2024 35 коммуникация; 5) межкультурное взаимодействие; 6) самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение); 7) безопасность жизнедеятельности; 8) инклюзивная компетентность; 9) экономическая культура, в том числе финансовая грамотность; 10) гражданская позиция [ФГОС ВО, 2020]. Универсальные компетенции каждой группы за счет своей метапредметности должны развиваться комплексно, в зависимости друг от друга и на протяжении всего времени обучения. Тем не менее, в контексте изучения английского языка особую значимость имеет формирование и развитие универсальных компетенций коммуникативных и когнитивных групп. Приоритетность развития универсальных компетенций категории «коммуникация» обусловлена требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования (бакалавриата) по профилям иностранных языков и предметной спецификой. Содержание дисциплины «иностранный язык (английский)» устанавливает ключевой целью овладение иностранным языком как средством осуществления продуктивного межкультурного взаимодействия. Универсальные компетенции системного и критического мышления отвечают за корректное совершение операций с информацией. В настоящее время это является неотъемлемым условием становления успешной личности и получения высоких достижений в обучении и работе. Ввиду этого программы изучения английского языка в вузе направлены на развитие способностей самостоятельной работы с информацией. Результаты анализа наименований универсальных компетенций коммуникативной группы позволяют сделать вывод о том, что к ним относятся умения выстраивать социальное сотрудничество, навыки и опыт реализации деловой коммуникации в формах говорения и письма, и качества личности, отвечающие за гибкость, открытость, толерантность и уважение к собеседнику и его воззрениям. Для формирования и развития универсальных коммуникативных компетенций чаще всего используются задания по построению диалога или организации беседы, обсуждения, дебатов, пресс-конференции в качестве групповой формы работы. Например, в рамках темы «Friends and social life» можно организовать дискуссию на тему «How does social media affect your life». В процессе обсуждения участники должны высказывать и аргументировать свое мнение, делиться опытом, слушать суждения одногруппников, комментировать и обсуждать разные точки зрения на предложенную тему. Задания в письменной форме чаще всего подразумевают формирование умений грамотной монологической речи. Примером такого задания может служить написание письма в организацию для прохождения практики: «You have decided to take an internship at the company. Write a request. Provide all the necessary information about yourself». К группе когнитивных универсальных компетенций относятся действия по поиску, отбору и систематизации информации, установлению причинно- следственных связей, умения осуществлять критический анализ, ставить цели,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=