Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 34 №2 компетентностной, целью которой выступает комплексное развитие обучающихся. Изменение парадигмы привело к преобразованию нормативных документов. Так, на смену ключевым, базовым, общекультурным компетенциям в обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования ввели понятие «универсальные компетенции». Это понятие в настоящее время конкретизировано, но не имеет единой дефиниции. В отечественной педагогике чаще всего употребляют определение В. В. Краевского и А. В. Хуторского: «Компетенция – это отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере» [4, с. 135]. И.А. Зимняя интерпретирует компетенции через психологическое развитие личности: «…компетенции – это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем, ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [3]. В «Новом словаре методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)» авторы дают следующее определение: «Компетенция – совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умения» [1, с. 107]. Из проведенного анализа теоретической литературы и перечисленных определений можно заключить, что в общем смысле под «компетенцией» понимается синтез знаний, умений, навыков, личностных качеств и опыта, который позволяет достигать высоких результатов и поставленных целей. Термин «универсальные компетенции» одним из первых ввел Дэвид Макклелланд в своих исследованиях по определению характеристик и качеств, присущих успешным и квалифицированным специалистам на рынке труда. Универсальные компетенции определяются способностью выпускника высших учебных заведений осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне не только за счет приобретенных теоретических знаний, а через синтез знаний, практических навыков и личностных качеств, не относящихся к определенной узкой специальности. Э. Ф. Зеер указывает, что универсальные компетенции обеспечивают умение личности решать социально- профессиональные задачи [2]. Таким образом, в структуру универсальных компетенций входят не только умения и навыки в конкретной предметной области, но и индивидуальные качества личности, а также надпрофессиональные или метанавыки. Именно за счет сформированных индивидуальных характеристик и метанавыков выпускник приобретает способность адаптироваться к изменяющейся реальности, реагировать на вызовы времени, оценивать и корректировать свою деятельность и работать в сотрудничестве. По программам бакалавриата определены следующие группы универсальных компетенций: 1) системное и критическое мышление; 2) разработка и реализация проектов; 3) командная работа и лидерство; 4)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=