Время науки - The Times of Science

Митяев Ю.Г. Mityayev Yu.G. 2024 23 Существенные различия можно найти в регламентации прав на музыкальные композиции, смежных с авторскими. Стоит отметить, что данный институт раскрывается в законах либо частично, либо вовсе не упоминается. Например, французское законодательство рассматривает фонограмму как отдельный объект авторского права, полноценно охраняемый наравне с музыкальными произведениями [9]. В британской судебной практике фонограммы не выделены в законе об авторском праве, упоминаются лишь порядок звукозаписи произведений, но механизмы их охраны не представлены [6]. В Германии институт смежных прав встроен в институт авторских прав, поэтому способы защиты данных прав равнозначны [3]. Процессуальной особенностью рассмотрения дел по защите права интеллектуальной собственности на музыкальные произведения является использование стандартизированных Директив ЕС и прочих соглашений в области регламентации имущественных и неимущественных прав авторов. В них излагаются общие требования к гражданскому обороту объектов интеллектуальной собственности, которыми активно пользуются зарубежные суды (например, Директива 2006/116/EC указывает сроки действия авторских и смежных прав). Такой подход, с одной стороны, упрощает судопроизводство, поскольку декларируемые принципы в указанных документах развернуты достаточно подробно, с другой, чрезмерное их использование не позволяет учитывать специфику конкретного случая, соответственно, вынесенное решение не всегда может быть объективным. Еще одной специфической чертой рассмотрения споров по поводу музыкальных произведений за рубежом выступает использование норм международных сообществ и организаций. Например, Франция входит в Общество авторов, композиторов и музыкальных издателей (SACEM) и Общество по администрированию права авторов, композиторов и издателей на механическое воспроизведение (SDRM) [1]. Они позволяют вырабатывать приемы и методы разрешения интеллектуальных споров на основе межгосударственного сотрудничества. Несмотря на это, остается проблема вписывания конкретного дела в установленные шаблоны, которые были созданы той или иной организацией и которые не могут быть полностью универсальными. Итак, в рамках российского судопроизводства по делам о защите права интеллектуальной собственности на музыкальные произведения остаются трудности в области правоприменения норм гражданского законодательства, а также эффективности работы некоторых звеньев судебной системы. Зарубежное законодательство ввиду более длительного опыта законодательного регламентирования интеллектуальных прав на музыкальные произведения имеет больший инструментарий для разрешения споров подобного характера. Однако сильный уровень стандартизации и значительное влияние норм Директив, Соглашений и Конвенций в области защиты прав

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=