Время науки - The Times of Science

Митяев Ю.Г. Mityayev Yu.G. 2024 21 Музыкальные композиции являются полноценными объектами правоотношений в рамках института интеллектуальной собственности. Эволюция нормативного регулирования данных объектов культуры прошла длительный путь от первых прообразов законов, возникших в позднее средневековье в странах Европы, до полноценных международных соглашений (Бернская конвенция 1886 г., Стокгольмская конвенция 1967 г. и др.), раскрывающих правовой статус музыкальных произведений, механизмы их защиты, компетенцию органов, деятельность которых направлена на защиту прав создателей музыки и т.д. Российское законодательство в области защиты права интеллектуальной собственности на музыкальные произведения имело запоздалый характер по сравнению с Европой, что объясняется особенностями исторического развития нашего государства. Окончательно оно сформировалось к началу XXI в. после принятия приведенной к международным нормативно-правовым стандартам 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), посвященной интеллектуальным правам, которые имеют трехкомпонентную унифицированную структуру – исключительное (имущественное) право, неимущественные права (право авторства, право на имя, пр.), и иные права, указанные в законе. В рамках гражданско-правового регулирования музыкальных произведений как объектов интеллектуальной собственности выделяются два правовых института, регламентирующих различные аспекты рассматриваемого объекта – институт авторского права (глава 70 ГК РФ) и институт прав, смежных с авторскими (глава 71 ГК РФ). Согласно ч. 1 ст. 1259 ГК РФ, музыкальное произведение (с текстом или без текста) выступает в качестве самостоятельного объекта авторского права. Создателем музыки, исходя из ст. 1257 ГК РФ, является автор, обладающий особой гражданской правосубъектностью, включающей в себя механизмы защиты прав и гарантий от нарушения авторских прав. Автор вправе независимо использовать созданное им произведение в рамках обозначенного правового поля (отчуждать исключительное право на произведение, заключать лицензионный договор на использование произведения и пр.). За нарушение прав автора следует ответственность, которая может быть разной – гражданской, административной или уголовной (ст. 1301 ГК РФ). Смежные права на музыкальные произведения охватывают регулирование таких объектов, как фонограмма (звукозапись музыкальных произведений), исполнение (деятельность, направленная на воспроизведение композиции в узнаваемой форме), передача эфирного и кабельного вещания (трансляция музыкальных произведений на различных технических средствах), права публикатора (музыкального издателя). В отличие от авторских объекты смежных прав имеют двойственный правовой статус – с одной стороны, согласно ч. 3. ст. 1303 ГК РФ, они являются самостоятельными, с другой, их использование возможно только вкупе с объектами авторских прав. Правообладатели объектов смежных прав могут свободно распоряжаться ими и использовать механизмы защиты, которые предусматривает гражданское законодательство.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=