Время науки - The Times of Science

Шафрановская Д.Н. Shafranovskaya D.N. 48 №1 А.И. Зеличенко и А.Г. Шмелев считают, что мотивационные факторы могут быть разделены на две группы: внешние и внутренние. К первой группе относятся следующие: 1. Факторы, направленные на то, чтобы оказать давление на респондента. Это могут быть как рекомендации, советы, проявляющиеся в рекомендательной форме, так и требования, и указания. 2. Факторы притяжения-отталкивания, которые проявляются в том, что близкий человек оказывает давление на мотивы и цели личности; 3. Факторы социально-экономического характера (востребованность и актуальность профессии). Ко второй группе относятся следующие факторы: 1. Личностно-мотивационные (предрасположенность к конкретной профессии, трудоемкость, режим жизни); 2. Условия труда (территориально-графические, организационные условия, наличие вакансий в данный момент, социальный климат и т.д.); 3. Возможности для реализации внепрофессиональных целей (получение общественного одобрения, сохранение и укрепление здоровья, саморазвитие и т.д.) [1, с. 14]. Для достижения оптимальных результатов в формировании мотивационного компонента профессионального самоопределения старшеклассников, следует использовать комплексный подход. Он включает в себя обучение в рамках профильных практикумов и проектных работ, проведение профориентационных мероприятий и индивидуальных консультаций. Профильное обучение подразумевает активное взаимодействие с реальными представителями выбранной профессии, посещение профессиональных выставок и мастер-классов, проведение профессиональных практикумов и стажировок [4]. Эти мероприятия позволяют старшеклассникам лично ощутить специфику выбранной профессии, раскрыть свой творческий потенциал и развить необходимые навыки. Организация профориентационных мероприятий и индивидуальных консультаций помогает старшеклассникам систематизировать информацию о возможностях и интересах, а также получить профессиональную оценку своих способностей и перспектив. Такие меры дополняют процесс обучения и позволяют старшеклассникам принять взвешенное и осознанное решение о выборе профессионального пути. Цель нашей работы – выявление уровня сформированности мотивационного компонента профессионального самоопределения у учащихся старших классов в условиях профильного обучения. Базой исследования выступила МБОУ «Гимназия №1» города Новомосковска Тульской области. В опросе приняли участие 50 учеников в возрасте 16-18 лет. Использовалась методика изучения мотивов выбора профессии Р.В.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=