Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 2024 47 Abstract: This article reveals the issue relevant for modern pedagogy – studying the level of motivational component of professional self-determination and the means of its formation among senior school students in the context of subject oriented education. The aim of the paper is to diagnose the motivational component of professional self-determination in senior school students. Psychodiagnostic tools have been used as methods, consisting of the following techniques: "Motives for choosing a career" (R. V. Ovcharova) and "Motives for choosing a career" (S. S. Grunshpun). This toolkit has allowed revealing motivational priorities of senior school students in the issue of choosing a future career. The article materials may be of interest to teachers working with senior school students and psychologists in educational institutions. Keywords: forming the motivational component of professional self- determination, subject oriented education, senior school students Профессиональное самоопределение старшеклассников – это важный этап их жизни, который во многом определяет будущую карьеру и личностное развитие. Обучение в профильных классах является одним из способов подготовки учащихся к выбору профессии и дальнейшему образованию. Однако успешное профессиональное самоопределение требует от старшеклассников высокой мотивации к изучаемым предметам в условиях профильного обучения и готовности к выбору будущей профессиональной траектории. Е.А. Климов обозначает готовность к самоопределению как «внутреннюю убежденность и осознанность фактора выбора профессии, осведомленность о мире труда, о том, какие психологические и физические требования профессия предъявляет к человеку» [2]. Готовность может зависеть от различных факторов, включая личные интересы, умения, опыт, семейное окружение и образовательную поддержку. Средством формирования готовности к выбору будущей профессии выступает профильное обучение, так как оно дает возможность ученикам познакомиться с существующими и востребованными профессиями и получить практические навыки в какой-то из них. Профильное обучение позволяет старшеклассникам осознать свои индивидуальные интересы и предпочтения, а также оценить свои возможности и потенциал. В структуре профессионального самоопределения старшеклассников можно выделить следующие компоненты: мотивационный, деятельностный, когнитивный и рефлексивный [3]. Особенно важным нам представляется изучить мотивационный компонент данного процесса, так как уровень мотивации может существенно повлиять на успешность профессионального самоопределения учащихся. Мотивационный компонент профессионального самоопределения старшеклассников является одним из ключевых элементов в процессе выбора будущей профессии и определения приоритетов с последующей постановкой целей.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=