Время науки - The Times of Science

Торопова А.А., Бодренкова Д.К. Toropova A.A., Bodrenkova D.K. 36 №1 помешивание углей в камине, расположенном в кабинете парижского уголовного розыска, любовь к пиву и сэндвичам. В отличие от Огюста Дюпена, Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро (своих англо-американских предшественников), Мегрэ, согласно французской традиции детективной литературы (un roman policier), ведущей начало от инспектора Лекока, героя произведений Эмиля Габорио, – служащий полиции. Благодаря этому, Мегрэ может часть работы поручить своим верным помощникам – инспекторам Люка, Жанвье, Горрансу, Лапуэнту, эксперту Моэрсу. Для Мегрэ важно понять причины и жизненные обстоятельства, заставившие человека стать преступником. В процессе расследования ему, в отличие от его литературных предшественников, помогают не столько аналитические и дедуктивные навыки, сколько богатый жизненный опыт и глубокое понимание людей. Сименон писал о своем герое: «У Мегрэ удивительное чутье на людей, он прекрасно в них разбирается, понимает и сочувствует им». Эти качества выделяют его из бесчисленного ряда героев детективной литературы, в которой у него нет аналогов. Под мрачностью и непоколебимостью Мегрэ прячет доброту и эмпатийность, он искренне переживает, если не может добиться справедливости и оказать помощь. Так, он олицетворяет «идеального полицейского», способного защитить простого гражданина и от преступника, и от полицейского произвола. Сименон называет его «наладчиком судеб» [7]. Уже в «Петерсе Латыше» мы узнаем некоторые факты из биографии Мегрэ, а именно то, что особое влияние на формирование будущего комиссара парижской полиции оказали его студенческие годы. Он учился в коллеж города Нанта, а затем в Нантском университете, где получил медицинское образование. Смерть отца повлекла за собой появление в семье Мегрэ финансовых трудностей, что привело к оставлению молодым человеком учебы и переезду в столицу Франции. Главный герой романа Тилье комиссар Франка Шарко так же, как и Мегрэ, не действует в одиночку – ему помогают коллеги-полицейские. Тилье, в отличие от Сименона, во всех подробностях описывает процесс работы различных специалистов, участвующих в расследовании преступления: психологов, научных экспертов. Читатель вместе с узконаправленными профессионалами проходит через процедуры осмотра места преступления, судебно-медицинской экспертизы, работы психолога- криминалиста. Обилие специальной лексики помогает погрузить читателя в суровые и пугающие реалии детективного сюжета: «éviscération» [11, c. 27], «costotome» [11, c. 25], «stéganographie» [11, c. 57], «silicose» [11, c. 61], «modus operandi» [11, c. 111] и др. Подобная детализация и стремление к реалистичности усиливают впечатления от происходящего в художественном мире романов Тилье. Эти аспекты выходят на передний план в контексте полижанровости современной французской литературы, в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=