Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 2024 33 century in the literary process. The article examines the peculiarities of the structure and content of the selected novels. The authors analyze and compare plot lines, images of protagonists and antagonists, realities of the artistic world. The results of the research show the evolution of the detective genre in French literature more deeply. The authors draw conclusions about the tendencies of genre transformations in the period from the first half of the 20 th century to the beginning of the 21 st century and highlight the universal and individual aspects in the novels of both writers. Keywords: French novel, Georges Simenon, Franck Thilliez, detective novel, roman policier, comparative analysis, comparative linguistics. В настоящее время одним из самых востребованных жанров массовой литературы является детективный роман. Его популярность обусловлена активной рекламой соответствующих произведений в СМИ, а также созданием на их основе кинофильмов, телесериалов и графических романов. За время своего существования детективные романы стали своеобразным зеркалом, отражающим болезненные и острые проблемы, обычно скрытые от общественного внимания. Детективы выполняют катарсическую функцию, позволяя читателям, следящим за нарастающим эмоциональным накалом повествования (прием аффекта), пережить страх и через него прийти к духовному очищению. Расследование преступлений и раскрытие тайн становятся своего рода терапией, которая помогает людям справиться с собственными тревогами. Аркадий Адамов в своей книге «Мой любимый жанр детектив» пишет: «Детектив не только вскрывал язвы общества и человеческие пороки – это делала литература и до него, – он не оставлял сомнений в их пагубности, смертельной опасности для людей. Он не показывал борьбу с ними других начал и тем более не давал благостного, как, например, у Диккенса, конца подобной борьбы. Детектив всегда начинался и начинается с уже свершившейся трагедии, победы зла и порока. И потому он неизбежно звучит как предостережение – вот как и почему совершается преступление, смотрите, думайте, остерегайтесь, боритесь. И не только как торжество справедливости, как победа добра, но и как предостережение выглядит неизбежный конец детективного романа – разоблачение преступника» [1, с. 21]. Научная новизна данного исследования заключается в том, что в отечественном литературоведении ранее не проводился анализ романов современного французского писателя Ф. Тилье и, соответственно, сопоставление одного из них с произведением Ж. Сименона, классика жанра, дано впервые. В данной работе путем сравнительно-сопоставительного анализа классического и современного детектива выявляются трансформации,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=