Время науки - The Times of Science

Таран К.Б. Taran K.B. 30 №1 Литература постмодернизма появилась во второй половине ХХ века и представляет из себя плод переходного периода – кризиса, ломки прежнего мира и неопределенности в построении нового. Это реакция на необходимость социальных перемен и культурных преобразований, период в жизни общества, когда его члены ощущают упадок уровня цивилизации, разобщенность между человеком и государством, информационную несвободу и утрату собственного мнения. Основная концепция, отраженная в произведениях искусства – неприятие действительности и видение будущего как хаоса. Поэтому сатира, ирония и фантастичность как желание сгладить чувство тревоги и неуверенности в будущем и необходимость эмоционального дистанцирования. Отрицая реализм, авторы разрушают привычные формы и содержание произведений. Игровое несерьезное жонглирование смыслами, вечными ценностями и вопросами – не что иное, как попытка разрядить атмосферу. В то же время писатели пытаются уловить нечто настоящее и прочное в симулякровой реальности, на что можно опереться в зыбком наступающем хаосе. Постмодернистская литература раздвигает горизонты сознания, объединяется с другими видами искусства, привлекает читателя к формированию интерактивного полотна произведения. Постмодернистский роман гораздо шире того, чем кажется на первый взгляд. Отсюда аллюзии, интертекстуальность и метапроза текстов как проявления глобализма во вдруг ставшем тесном мирке всеобщей связанности и зависимости. В постмодернистской составляющей романа «Generation ‘П’» утрачивается связь с реальностью, логикой и рационализмом. Автор выступает в качестве божества, знающего тайны мироздания. Он поднимается над человечеством, чтобы показать внешний мир, скрытый и недоступный для глаз индивида в обыденности. Речь идет об эпизоде, когда Татарский, употребив наркотик, получает знания о загробной жизни в виде «станции сжигания мусора» и знакомится со сторожем Вавилонской башни сирруфом. «Вы все равно не знаете, что с этими жизнями делать. И куда бы вы не глядели, вы все равно глядите в огонь, в котором сгорает ваша жизнь. Милосердие в том, что вместо крематориев у вас телевизоры и супермаркеты. А истина в том, что функция у них одна. И потом, огонь – это просто метафора. Ты видел его, потому что съел пропуск на станцию сжигания мусора. Большинство видит перед собой просто телеэкран» [3, с. 182]. В романе В.О. Пелевина создан искусственный мир идеологии потребления. Посредством рекламы и СМИ человек оказывается в несколько иной реальности, где ему внушены идеи о полезном, необходимом и желаемом, и полностью моделированы и навязаны его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=