Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 40 №4.1 За отсутствие указанных сведений ВБ активно штрафует продавцов. Отсутствие таких документов для товаров, подлежащих обязательной сертификации, грозит санкциями не только от маркетплейса, но и от Роспотребнадзора (ст. ст. 14.4, 14.7, 14.43, 14.45, 14.46 КоАП РФ [3]). Нередки и споры между площадкой ВБ и потребителем. В последнее время практически каждый покупатель сталкивается с необоснованными удержаниями за возврат товара. Одно дело, когда такое происходит за возврат товара, удовлетворяющего нормам качества. Однако известны случаи платного возврата / отказа от товара с браком. Сегодня сумма штрафа за отказ забрать товар из пункта доставки Вайлдберриз может достигать 1000 рублей, но это касается не всех товаров, а только крупногабаритных, остальные товары можно вернуть за 100 рублей. Роспотребнадзор не оставил без внимания данную проблему и отметил, что бесплатный возврат товара должен быть предоставлен потребителю в случае выявления брака или предоставления агрегатором недостоверной информации [7]. Таким образом, если нет брака, но товар возвращается, то эта услуга имеет право быть платной. ВБ также дали собственное разъяснения этому обстоятельству, заявив, что данные меры являются лишь борьбой с недобросовестной конкуренцией. Впоследствии маркетплейс и вовсе отменил платный возврат для некоторых клиентов с «чистой репутацией» – большим процентом выкупов и с минимальной долей возвратов. Однако в итоге никаких официальных заявлений о введении бесплатного возврата от ВБ нет. Хоть он действительно и существует, но не всегда и не у всех (даже со 100 % выкупом у покупателя и его большой суммой). Логика предоставления бесплатного отказа от товара ВБ не обоснована, и эта возможность выглядит как временная акция для некоторых пользователей. Полагаем, что в этом вопросе необходим дополнительный контроль и надзор за деятельностью данного агрегатора. Политика Озон в этом случае абсолютно противоположная (и благоприятная для потребителей). Отказ от товара на Озоне является бесплатным. Заплатить за возврат необходимо лишь в случае заказа товара из-за границы (Ozon global), во всех остальных случаях плата за возврат не взимается. Конечно, для продавцов данное обстоятельство не всегда является положительным. Многие из них жалуются, что в итоге число возвратов огромное, зачастую товары приходят с испорченной упаковкой, а порой и само качество товара ухудшается. Но Озон вводить платные возвраты не планирует. Таким образом, изучив информацию о функционировании маркетплейсов (нормативную, теоретическую, медийную, судебную практику), представляется возможным выработать предложения и рекомендации для усовершенствования законодательства, регулирующего деятельность владельцев цифровых агрегаторов и недопущения в нем

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=