Время науки - The Times of Science
Время науки The Times of science 38 №4.1 Keywords: marketplace, digital aggregator, owner of the aggregator of information about goods (services), digital commerce, e-commerce. Маркетплейсы (от английского marketplace – рынок) в настоящее время буквально захватили сферу продаж. Вывески Вайлдберриз, Озон, ЯндексМаркета можно увидеть буквально на каждом углу. По объемам продаж через данные платформы проходят огромные суммы. Так, согласно данным информационной группы «Интерфакс», маркетплейс Вайлдберриз увеличил оборот в 2022 году на рекордные 98 % и достиг 1,67 трлн. рублей [10]. Исходя из данных, опубликованных в пресс-релизе Озон, у этого маркетплейса товарооборот вместе с услугами за 2022 год увеличился на 86 % – до 832,2 млрд. рублей, а выручка выросла на 55 % и составила 277,1 млрд. рублей [6]. ЯндексМаркет, будучи одним из основных направлений деятельности компании Яндекс, тоже набирает обороты: объем продаж в 2022 году составил 307,7 млрд. рублей [5]. Таким образом, маркетплейсы буквально захватывают мир электронной коммерции, и постепенно они вытесняют оффлайн и онлайн-магазины, привлекая продавцов и потребителей универсальным сервисом. Вопросом правового регулирования деятельности маркетплейсов законодатель занимается относительно недавно. Так, в 2019 году были внесены изменения в Закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» [2] (дале – Закон о ЗПП), которые определили правовой статус и обязанности товарных агрегаторов в сети Интернет, в число которых попали и известные маркетплейсы. В основных понятиях Закона о ЗПП раскрывается, что владелец агрегатора информации о товарах (услугах) – это организация либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами сайта или программы, которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца о заключении договора купли-продажи товара, заключить такой договор, а также произвести предварительную оплату путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов. Проанализировав судебную практику, мы пришли к следующим выводам. Чаще всего судебные споры в сфере деятельности маркетплейсов происходят по следующим причинам: 1) условия оферты маркетплейса ущемляют права продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов; 2) нарушаются авторские и исключительные прав третьих лиц; 3) распространятся контрафактная продукция; 4) имеют место претензии потребителя к самому товару. Первое, что стоит заметить, это тот факт, что в своей оферте маркетплейс Вайлдберриз (далее также – ВБ) устанавливает за собой право
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=