Время науки - The Times of Science

А. В. Маслова, С. Э. Чумарина, Р. П. Семенов, Г. А. Волков 2023 17 добывать пищу, которая защищает рака от нападения врагов). К биотиче- ским факторам относится комменсализм, в ходе которого один из видов получает выгоду от сосуществования с другим видом (цветок и бабочка), в то время как последний не испытывает негативного влияния; аменсализм, когда один вид испытывает негативное влияние на свое существование за счет другого вида, который не получает выгоды от другого (коровы, кото- рые по пути на пастбище вытаптывают травы). Экскурсовод задает вопросы участникам. Существуют также отношения внутри видов, которые также оказы- вают влияние на экологическую систему. Это прежде всего конкуренция, которую мы уже с вами назвали. Как вы думаете, какие еще факторы мо- гут влиять на окружающую среду? Предполагаемый ответ. Солнце, воздух и температура тоже могут оказывать влияние на экологию. Так, например, близость и качество воды непосредственно способствует выживанию. Объем водных ресурсов зависит от количества выпадающих на определенной территории осад- ков, а комфортная температура напрямую влияет на жизнь животных и растений. Оптимальный температурный режим варьируется у разных представителей флоры и фауны, на земле и в воде. Поэтому, например, фауна высокогорных районов отличается от фауны равнинных, а в водо- емах на разных глубинах обитают представители разных видов. Также свет, главный источник энергии, играет важную роль в существовании живых организмов. Он участвует в фотосинтезе и испарении воды, зри- тельном восприятии мира животными и человеком, образовании вита- мина Д, необходимого для роста и укрепления зубов и костей. Эту группу факторов называют абиотическими, то есть факторами неживой природы. Экскурсовод вместе с группой открывает конверт; показывает карточку задания (приложение № 2) А теперь предлагаю вам выполнить небольшое задание. Открывайте ваши конверты. Посмотрите на задание. Экскурсовод ждет, когда участники выполнят задание. Давайте проверим ваши ответы! Если вы внимательно слушали экс- курсию, то думаю, что для вас задание было очень простым! Экскурсовод вместе с участниками проверяет правильность вы- полнения заданий. Экскурсовод показывает картинку с яблоней. Экскурсовод задает вопрос участникам. Каждое яблоко на яблоне связано между собой так же, как фак- торы, влияющие на экологию, связаны между собой. Мы с вами должны понимать, что мы маленькая часть большой системы природы, как и изображено на картинке. Мы не можем оказать влияния на биотиче- ские и абиотические факторы, но в наших силах защитить природу от

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=