Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of Science 12 №3 процесса жизнедеятельности в рамках системы “человек–природа–при- родопользование”» [15]. Один из элементов системы, а именно человек, всегда стремился захватить преимущество над природой для удовлетво- рения своих целей и потребностей, необходимых для развития техноло- гий, требующих все большего использования природных ресурсов. Тем не менее потребительское и халатное отношение к использованию ресурсов нашей планеты очень быстро продемонстрировало свои печальные последствия. Сегодня мы наблюдаем коренные изменения кли- мата планеты (возможно, необратимые), уничтожение элементов природ- ного биоценоза, отдельных экосистем [тамже]. Активное наращивание тем- пов производства приводит к постоянным выбросам вредных веществ в атмосферу, что, несомненно, губительно влияет не только на состояние природных систем, но и на самого человека. Как отмечают современные экологи, причины экологических кризисов стремительно становятся «при- чинами физической, психической и социальной дезадаптации человека в созданной им же новой индустриально-технологической среде» [2, с. 30]. Подчеркнем, что решением современных глобальных экологиче- ских проблем занимаются «зеленые» направления государственной по- литики: например, «зеленая экономика», которая предполагает «сокра- щение выбросов вредных веществ в атмосферу, экономичное использование природных богатств, защита биоразнообразия и рост до- ходов населения, эффективное использование энергии» [10, с. 65]. Раз- вертывание «зеленого курса» государственной политики происходит и в России, действия которой на данном этапе заключаются во введении «новых регламентирующих и систематизирующих документов феде- рального уровня при условии ужесточения ответственности за наруше- ние норм, призванных охранять окружающую среду» [там же, с. 66]. Остается открытым вопрос о том, что может сделать простой человек, в полномочия которого не входит принятие фундаментальных государ- ственных решений в области экологии? Человек XXI в. постоянно стал- кивается и с локальными экологическими катастрофами. Такими явля- ются, например, неорганизованные стихийные свалки в городах [8]. Подобные проблемы чаще всего решаются людьми по собственной ини- циативе, что свидетельствует прежде всего об их высокой гражданской ответственности и активности [6]. Но, к сожалению, зачастую подобная помощь природе не является следствием системного, сознательного и уважительного отношения человека к окружающему миру. Современные экологи обращают внимание на острую необходи- мость популяризации экологического знания и придерживаются мне- ния о том, что основной упор следует делать именно на поколения «Z» и «Альфа», которые находятся на этапе формирования экологической культуры [2]. Важно, чтобы еще совсем юное поколение осознавало свою значимость в системе природопользования, своего влияния на окружающий мир.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=