Время науки - The Times of Science

Васина О.А. Vasina O.A. 2023 5 течением времени менялись условия жизни, а вместе с ними видоизменялись и конфликты. Иными становились их физические, экономические и социальные последствия. Очень важно конструктивно разрешать конфликты, такое возможно в случае, если между сторонами рождается диалог, в результате которого они высказывают друг другу свои претензии и переживания, принимают коллективный выбор по разрешению ситуации, стремятся, чтобы в дальнейшем ситуация не повторилась. Одной из возможных технологий подобного урегулирования является медиация. Медиация представляет собой технологию альтернативного регулирования споров при помощи нейтральной стороны (медиатора). М едиативные технологии – совокупность техник, методов, приемов (инструментов) профессиональной медиации для предупреждения и разрешения конфликтов, выработки взаимоприемлемого и взаимовыгодного решения с целью сохранения и (или) восстановления отношений с окружающими [10]. Обучение студентов медиативным технологиям и их участие в работе службы медиации способствует закреплению навыков цивилизованного общения, компетентного и самостоятельного разрешения будущих конфликтных ситуаций [см. подробнее 15]. На основе анализа литературы [2, 4, 8, 13], можно выделить основные структурные компоненты конфликтологической компетентности: 1. Мотивационный компонент – характеризуется положительным отношением к деятельности, проявлением интереса к ней. 2. Ориентационный компонент – связан с представлением человека об особенностях и условиях деятельности, о требованиях ее к личности. 3. Эмоционально-волевой компонент – самоконтроль личности, ее способность управлять собой в процессе деятельности. 4. Поведенческий компонент – включает владение определенными способами и приемами деятельности, а также наличие соответствующих знаний, умений и навыков. Подготовка будущих педагогов будет считаться успешной (в сфере медиации), если по результатам диагностики вышеуказанные компоненты конфликтологической компетентности будут достаточно развиты. Для определения компетентности студентов в разрешении конфликтов и их умения применять медиативные технологии было проведено исследование на базе ТГПУ им. Л.Н. Толстого среди студентов 1 курса факультета психологии в количестве 21 человек. Основная цель исследования – определить подготовленность будущих педагогов к разрешению педагогический конфликтов с использованием медиативных технологий, а также разработать рекомендательную программу по подготовки студентов, будущих

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=