Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 16 №2 в атмосферу из-за промышленных производств и выхлопных газов автомобилей. Подобная чувствительность обуславливается рядом факторов, присущих только данным организмам: симбиотической природой лишайников, высокой всасывающей способностью (абсорбцией) таллома лишайников, отсутствием какой-либо кутикулы, продолжительностью жизни. Помимо чувствительности, лишайники характеризуются своей распространенностью по всей территории Земли, что позволяет производить сравнительные исследования с самых разных точек планеты. Особенно чувствительны лишайники к чистоте атмосферного воздуха: как показывают результаты исследований, биоразнообразие лишайников в естественных условиях богаче по сравнению с городскими [4]. Видовой состав городских лишайников в основном составляют самые устойчивые виды, такие как Anaptychia , Xanthoria и Physcia [3]. Также было выявлено повышенное содержание металлов в эпифитных лишайниках, имеющих в качестве субстрата стволы берёз. Исследование лишайников, собранных со стволов хвойных деревьев, показывало меньший уровень концентрации металла. Считается, что причиной такого расхождения в значениях является строение кроны, пропускающей большее количество осадков и обеспечивающей более свободное перемещение воздушных масс вдоль таллома лишайников. Кроме того, лишайники тяжело переносят повышение концентрации двуокиси серы ( SO 2 ); как следует из результатов экспериментов, концентрация данного вещества, начиная с 0,03 мг/м 3 оказывает негативное воздействие на многие виды лишайников, что позволяет вести мониторинг выделения обозначенного оксида, способного приводить к повышению кислотности осадков. Растения за счёт ряда факторов также являются хорошими объектами биоиндикации. Биоиндикация растений (фитоиндикация) позволяет судить о реальной загрязненности среды и её влиянии на элементы живой природы. Это выделяет данный метод перед физико-химическими методами, дающими конкретные значения содержания тех или иных веществ в отрыве от их реального влияния на биоту. Помимо прочего, фитоиндикация отражает уровень комплексное загрязнение среды. Это значит, что по состоянию растения можно судить о суммарном воздействии всех факторов стресса физического, химического, механического и прочих характеров [1]. Это становится возможным благодаря биологическим свойствам растений. Растения – открытые системы, способные накапливать любые вещества среды. Они всасывают почвенную влагу с растворёнными в ней минеральными веществами и химическими загрязнителями различного типа. Забор веществ из окружающей среды осуществляют корни и листья в процессе фотосинтеза [2].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=