Время науки - The Times of Science

Нуждаева С.В. Nuzhdaeva S.V. 2023 9 проявления, характерные для рассматриваемого дефекта, нами был выбран диагностический комплекс М.Г. Храковской «Стандартизованный протокол нейропсихологического обследования больных с афазией с количественной оценкой обследуемых функций», которая основана на методике нейропсихологического обследования А.Р. Лурия. Данная методика представлена в виде девяти блоков. I блок – Экспрессивная речь. В данном блоке обследуется состояние диалогической, монологической, автоматизированной, отраженной, спонтанной речи, а также номинативной функции речи. Для обследования экспрессивной речи применялось 30 заданий. II блок – Импрессивная речь. Здесь выявляем нарушения понимания ситуативной речи, понимания простых и сложных инструкций, логико- грамматических конструкций, а также состояние фонематического слуха. Для обследования импрессивной речи применялось 30 заданий. III-V блоки – Обследование письма, чтения и счета. При обследовании сохранности навыков чтения применяют чтение автоматизированных энграмм, предложений, слов, букв, текстов. При диагностике навыков письменной речи используют автоматизированное письмо, письмо под диктовку, самостоятельное письмо (спонтанное письмо, написание названий предметов), списывание слов с печатного и (или) письменного шрифта, списывание букв (строчных и заглавных), слов, предложений письменным и печатным шрифтом. При обследовании навыка счетных операций применяют чтение простых чисел , запись чисел под диктовку , узнавание римских цифр, сложение и вычитание, умножение и деление. Для обследования письма и чтения применялось 10 заданий, для счета – 6 заданий. VI блок – Праксис. Выявляются нарушения кистевого и орального праксиса. Для обследования кистевого праксиса применялось 12 заданий, для орального праксиса – 10 заданий. VII блок – Ориентировка в пространстве. Обследуется состояние умения ориентироваться в «схеме тела» в пространственном аспекте. Для обследования ориентировки в пространстве применялось 7 заданий. VIII блок – Зрительный гнозис. Определяется способность пациента узнавать реальные предметы, предметные картинки, стилизованные, контурные, зашумленные изображения, дифференцирование фигур по Поппельрейтеру (наложенные фигуры), а также способность распознавания лиц по портретам, распознавания цвета. Для обследования зрительного гнозиса применялось 8 заданий. IX блок – Стереогноз. Выявляется способность пациента узнавать предметы на ощупь правой и левой рукой. Для обследования стереогноза применялось 6 заданий.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=