Время науки - The Times of Science

Леднева В.Д. Ledneva V.D. 2023 5 достижении всех зафиксированных в ФГОС ОО результатов освоения программы. Особое внимание при исследовании современных образовательных подходов уделяется применению технологии проблемного обучения. Данная технология достаточно часто используется в общеобразовательных школах. Технология проблемного обучения имеет наддисциплинарный характер и может быть эффективно реализована в рамках любого школьного предмета, в том числе и биологии. Проблемное обучение не только способствует формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, но и реализует такие важные принципы, как возможность перенесения теоретических сведений на практическое применение, развитие умений обучающихся работать с информацией о биологических процессах, совершенствование навыков интеллектуальной и исследовательской деятельности, которая неразрывно связана с «анализом, обобщением, оценкой предложенной ситуации» [2, с. 341]. Данная технология включает в себя необходимый компонент, обозначаемый педагогами как «проблемная ситуация». Именно она оказывается той отправной точкой, которая порождает учебную активность обучающихся, поскольку требует оперативного решения силами самих школьников (интеллектуальными, творческими, поисково-исследовательскими). Иными словами, проблемная ситуация – это осознаваемое обучающимся затруднение, «для преодоления которого необходимо осуществлять поиск новых знаний и способов действий» [1, с. 45]. На сегодняшний день всё чаще рассматривается проблема использования в ходе биологического обучения школьников информационно- коммуникационных технологий (ИКТ). Учёные полагают, что данный процесс неизбежно связан с необходимостью пересмотра содержания школьной дисциплины. Так, А. В. Теремов и С. К. Пятунина отмечают: «В настоящее время школьный предмет "Биология" должен ставить своей целью не только усвоение учащимися базовых биологических понятий, но и совершенствовать их творческие способности, исследовательские умения и навыки, в том числе и производить работу с различными видами информации (включая материалы сети Интернет)» [3]. Технология проблемного обучения в совокупности с применением ИКТ может стать наиболее эффективным инструментом в процессе образования и реализации обозначенных задач. Информационно-коммуникационные технологии позволяют разнообразить процесс проблемного обучения рассматриваемой дисциплины, например, в поиске необходимой информации. Самым простым способом ориентирования учащихся на самостоятельный поиск новых знаний, особенно на первых ступенях среднего образования, когда школьники ещё не обладают в достаточной степени поисково- исследовательскими навыками, является обучение применению гиперссылок на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=