Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 22 №1 ощущает беспокойство, когда её жених не возвращается после разговора с братом. Страх предчувствия изображён в рассказе «Чёрное слово», где главный персонаж, проезжая мимо знакомого дома, испытывает странное ощущение, будто у хозяйки кто-то умер. Позже оказывается, что его опасения сбылись и мужчина приходит в ужас от подтвердившейся мысли. В рассказе «Оля» Ю.Л. Слёзкин смешивает страх со злостью, показывая, какие ощущения возникают у мальчишки, которого наказали и заперли на чердаке. Герой хочет отомстить обидчикам, он в ярости бросает вещи, но вскоре засыпает. Проснувшись от лёгких шорохов, мальчик видит в темноте «выходца с того света» и его охватывает внезапный ужас. Проанализировав тексты писателя, мы можем сказать, что они имеют определённые общие черты. Так, действие в произведениях часто происходит во время наступления сумерек, а возникновение чувства страха сопровождается тенями, шорохами (иногда внезапной тишиной) и ощущением холода: «лунная ночь без единого облачка, чёрные тени деревьев» (рассказ «Оля»), «бледные повисли над городом сумерки «…», чёрные дома, не видно лиц, тёмный бархат неба и белые звёзды на нём» (рассказ «Хмель»), «тишина, полная сухого шороха» («Немой»), «становилось холодно в осеннем пальто» («Черное слово»); основными символами приближающейся опасности в рассказах являются луна и туман: «лунная ночь», «ядовитый туман» (рассказ «Карнавал»), «чёрное небо, туманная даль» («Хмель»). Также в текстах преобладают чёрный, серый и белый цвета при описании окружающей действительности и героев: «щёки серы», «чёрно-синее небо», «белые капли звёзд» («Карнавал»), «у неё большие, тёмные глаза» («Оля»), «серое небо, серые улицы, серые люди раздражали» («Чёрное слово»). Ужас, охватывающий героя, отражается в его глазах и поведении. Автор создаёт образ страха с помощью глаголов действия и прилагательных, помогающих передать состояние человека в момент тревоги. Для того чтобы рассмотреть лексико-семантическое поле слова «страх» и узнать, какие лексические единицы участвуют в создании этого образа, необходимо обратиться к контексту, так как интенсивность данного чувства не только заложена в самой семантике слова, но и выражается с помощью словосочетаний. Проанализировав страх в языковой системе Ю.Л. Слёзкина, мы выделили несколько лексико-семантических групп: – существительные, обозначающие чувство страха: страх, боязнь, испуг, ужас, кошмар, дрожь, трепет, тревога, мучительность, волнение; – существительные (одушевленные и неодушевленные) наименования источника страха: призрак смерти, выходец с того света, женщина, дети, шум сутолоки, повторяемость, предчувствие, осуждение;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=