Время науки - The Times of Science

Сальникова Ю.Ф. Salnikova Yu.F. 2023 21 Keywords : linguistic world view, lexico-semantic group, the concept of "fear", colorative vocabulary, symbol Юрий Львович Слёзкин – русский писатель, творчество которого было популярным в начале XX века. Автора увлекало создание необыкновенных ситуаций и характеров, новых поворотов в сюжете. Современники, оценивая его творчество, отмечали, что Ю.Л. Слёзкин имел свою новизну и очарование, непохожесть ни на русских, ни на французских писателей, хотя и не ставил себе задачи быть оригинальным [1]. Одним из центральных образов в художественно-речевой системе Ю.Л. Слёзкина стал страх, представленный в микроконтексте разными лексико- семантическими группами. Образ страха наиболее часто встречается в сборнике 1910 года «Картонный король». Прозаик поместил в него рассказы, в которых изобразил не сверхъестественные, мистические ужасы, а кошмары реальной жизни. Обратившись к этимологии слова «страх», можно увидеть, что старославянское существительное содержит тот же корень, что и страдать, страсть, и по происхождению представляет единство двух концептов – «страх» и «страдание» [3]. В своих произведениях Ю.Л. Слёзкин изображает именно человеческие страдания, используя при этом разнообразные лексические единицы. Знакомясь с текстом, читатель часто встречает в рассказах бледные лица, глаза, мерцающие страхом, тревожные мысли, чёрные тени, шорохи. Автор детально и просто показывает, как страх воздействует и на восприятие, и на поведение человека, погружая нас в мир из всевозможных кошмаров и раскрывая их скрытые причины. Так, в рассказе «Карнавал» Ю.Л. Слёзкин говорит о боязни осуждения: карнавал – возможность человека спрятаться за маской, сбежать от единообразия, «бесцветных серых и чёрных пиджаков» и погрузиться в грёзы, «в чужую жизнь романа». В произведении «Хмель» писатель повествует о страхе повторяемости – Наденька, у которой умерла мама, испытывает ужас, увидев, как её возлюбленный кашляет, издавая «хриплые, царапающие звуки» и оставляя на платке «уродливые, кровавые пятна». Рассказ «Немой» из третьей части книги погружает читателя в мир, наполненный совокупностью разных негативных чувств: завистью, ревностью, страхом и безумием. Немой, всегда боявшийся и женщин, и детей, и шума, влюбляется в невесту младшего брата, стенографистку-секретаршу. Страдая от безответного чувства, и решив, что причиной равнодушия девушки к нему стала его немота, герой решает убить брата, мечты которого осуществились. В конце произведения автор также показывает нам тревоги стенографистки: героиня чувствует давнишний страх перед немым, и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=