Время науки - The Times of Science

Колмыкова И.С. I.S. Kolmykova 2022 27 мира, собрать воедино знания о природе, человеке и социуме, «разбросанные» зачастую по отдельным школьным предметам. Важнейшую роль здесь играют математические понятия, имеющие высокий уровень абстракции и являющиеся базовыми для многих других наук. Анализ научной литературы не даёт однозначного определения словосочетанию «межпредметные понятия», отдельные его аспекты выделяют философия, логика, психология и др. Так, например, Г. Фреге, считает, что «с логической точки зрения каждое понятие характеризуется термином, то есть языковым выражением, набором знаков; смыслом, тем способом, которым может быть задано это понятие» [9, с. 112]. С философской точки зрения «межпредметные понятия» – понятия, в основе которых лежит реально существующий объект[8, с.151]. Психология, утверждает, что «межпредметные связи и понятия – это искусственно созданные категории в дидактике как обобщение индивидуального опыта [7, с. 98]. В глоссарии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования[2]иметодической литературе не дано чёткого определения межпредметных понятий. Согласно формулировке А.А. Журина и Ю.М. Дедкова, межпредметные понятия – это понятия, входящие в обязательное содержание учебных программ и формирующиеся между учебными предметами со сходной областью изучения [4, с. 85]. То есть под «межпредметными понятиями» мы можем понимать универсальные понятия, которые генерируются на основе различных учебных дисциплин, характеризуются многомерным смысловым наполнением и функционируют в различных областях знания. Все научные понятия, с которыми учащийся знакомится в начальной школе, выступают продуктом предметных и метапредметных образовательных результатов. Межпредметные понятия в процессе обучения существуют как модель активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Данная модель может качественно преобразовывать все компоненты учебно-познавательной деятельности. Н.С. Подходова утверждает, что «формирование у учащихся межпредметных понятий является одним из направлений достижения метапредметных образовательных результатов согласно федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) второго поколения» [6, с. 98]. Однако, как полагает А.В. Демидова, «отсутствуют четкие принципы их классификации, не разработаны методологические основы формирования межпредметных понятий на различных ступенях общего образования, наблюдается нехватка соответствующего учебно-методического и технологического обеспечения» [3].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=