Время науки - The Times of Science

Егорова А. Ю. Egorova A. Yu. 2022 23 Перепись населения 1979 года показала, что 91% жителей Латвийской ССР считают язык своей национальности родным языком, 54% жителей Латвии латышский язык назвали своим родным. Русский язык назвали 40%. Всего русским языком владели 76,8 % населения [9, c. 70]. К середине 1970-х гг. количество считавших русский язык своим родным достигло 76% населения Латвийской ССР. Вхождение Латвии в состав СССР стало наиболее важным фактором из тех, что способствовали постепенному увеличению числа носителей русского языка. Обучение русскому языку в начальной школе для латышей велось на высоком уровне. Это было связано с потребностью в квалифицированном владении русским языком как языком межнационального общения. Однако обучение латышскому языку в русскоязычных школах Латвийской ССР велось хуже [8]. Государство стремилось улучшить знание русского языка нерусским населением страны, поэтому было принято решение вводить его в национальных школах как можно раньше – в идеале с 1 класса. Так, в Армении русскому языкуобучали сначала с третьего класса, с 1948 г. – совторого, а с 1957 г. – с первого класса. В 1975 г. русскому языкуобучали с первого класса в девяти республиках, в остальных – со второго. Последними (в 1980-м г.) на обучение русскому языку с первого класса перешли Литва и Эстония. В 1970-1980-е гг. началась кампания по введению русского языка в детских садах [1]. В наиболее выгодном положении оказывались титульные языки национальных республик. Конституции некоторых республик (Грузия, Армения и Азербайджан) даже объявляли титульные языки государственными. Несмотря на то, чтотитульныеязыки в национальных республиках имели достаточно высокий юридический статус, они не могли конкурировать с русским языком. Русский язык выступал не только в качестве общегосударственного языка дело производства, но и активно использовался в издательской сфере. Ситуацию снациональными языками РСФСРможно назвать очень неоднозначной. В сравнении с вымирающими языками народов Крайнего Севера имелись языки, демонстрировавшие значительную устойчивость. Носители национальных языков оказывались в большинстве своем билингвами. Русский язык также использовался в качестве средства общения в смешанных семьях. Таким образом, можно говорить о функциональной дифференциации русского и национальных языков. Русификация нерусских наций в РСФСРбыла следствием урбанизации и индустриализации общества. Развитию национальных языков препятствовало закрытие национальных школ, что вело к сужению функций национальных языков. Стоит отметить тот факт, что наибольшую

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=