Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 22 №1 регионах были отменены школьные системы, функционировавшие на местных языках, прежде всего на территории РСФСР в таких регионах, как Карелия, Марий Эл и Коми. Стало выходить значительно меньше литературы на этих языках, и новые средства массовой информации, радио и телевидение, были в основном русскоязычными» [4]. Исследователи считают, что русификация школы способствовала началу языковой дискриминации в регионахнациональных меньшинств СССР. В начале 1960-х г. обучение в РСФСР велось на 47 языках, спустя 10 лет – лишь на 30. Среднее образование можно было получить только на татарском и башкирском языках. На якутском можно было получить только неполное среднее образование. На тувинском языке обучение заканчивали в 7-м классе, на бурятском – в 6-м классе. На чувашском функционировала полная начальная школа, еще на 9 языках обучение заканчивалось уже в 3-м классе (двух коми, двух марийских, двух мордовских, алтайском, удмуртском, хакасском). На языках Дагестана, а также азербайджанском, преподавание велось с подготовительного по 2-й класс, на абазинском – в подготовительном и первом, на ногайском и чеченском – только в подготовительном классе. Как особый предмет все эти языки изучались в течение восьми классов. Только как предмет изучали адыгейский, ингушский, осетинский, кабардино-черкесский, карачаево-балкарский, немецкий (в течение всех 10 лет обучения), калмыцкий (8 лет). Среди народов Севера этнический язык служил средством обучения только у ненцев (в подготовительном классе); как предмет эти языки имели возможность изучать ненцы, эвенки и чукчи (0-3 классы), а также ханты, манси, эвены и эскимосы (в двух первых классах). К 1982 г. число языков, на которых велось обучение, снизилось до 17. Наиболее «стойкие» языки сохраняли свои позиции: на тувинском и якутском можно было учиться 8 классов, на татарском и башкирском – получить среднее образование [2, с. 285]. Возрастающими темпами сокращалась численность национальной интеллигенции в большинстве автономий России. Более 60% татарских специалистов высшей квалификации и руководителей владели русским языком лучше родного. Вследствие чего произошло свертывание книгоиздания и объема радиовещания, сокращение репертуара национальных театров и т.п., что также влияло на снижение престижа собственной культуры у представителей национальных меньшинств, а затемпроисходило снижение интереса к образованию на этническом языке. В 1960-е гг. русский язык стал вторым родным языком каждому нерусскому гражданину страны, ноуровень владения русскимязыком во многих национальных республиках оставлял желать лучшего.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=