Время науки - The Times of Science

Егорова А. Ю. Egorova A. Yu. 2022 21 сельских) школ, снижался порог возраста получения национального образования, снижался уровень качества образования в национальных школах, в том числе из-за кадровых проблем. Одними из первых в конце 1950-х гг. были закрыты алтайские школы и национальные школы Карелии (финские), а в начале 1960-х многие школы народов Севера и калмыков. Этому процессу была свойственна поэтапность. Так, например, с 1960 г. в Карачаево-Черкесии функционировала только начальная школа, которая была закрыта в 1967 г. В Бурятии, напротив, национальные школы, закрытые в 1960-х гг., временно восстанавливали, но вновь надолго закрывали к середине 1970-х гг. (у бурят начальное обучение на родном языке возобновлено с 1988 г.) [2, c. 287]. К концу 1970-х гг. городские национальные школы функционировали только в Татарии, Башкирии, Якутии и Туве, но их число также постоянно сокращалось. Национальные школы для нетитульных народов становились редким исключением. Так, еще в середине 1960-х гг., в Башкирии (где доля татар превышает долю башкир) количество татарских и башкирских школ соотносилась с численностью самих народов, даже когда количество татарских школ резко сократилось, в постперестроечное время они все равно численно уступали башкирским. Переход национальных школ на русскоязычные учебники стал следующим шагом национальной политики в сфере школьного образования. Важную (хотя и сугубо негативную) роль здесь сыграла школьная реформа 1958 г., целью которой являлся переход к обязательному восьмилетнему образованию. Это событие М. Н. Кузьмин характеризует с отрицательной точки зрения: «Результатом школьной реформы 1958 г. было последовательное вытеснение преподавания на родных языках преподаванием на русском не только из среднего (5-8 классы), но и из начального (1-4 классы) звена национальной школы. В итоге к концу 80-х годов только в РСФСР, например, (не говоря уже о других союзных республиках), обучение на родном языке сохранили лишь 18 коренных этносов, из них в объеме выше 4-классной начальной – лишь 4 (татары, башкиры, якуты, тувинцы)» [5]. По мнению М. Н. Кузьмина, систему образования в школах национальных меньшинств разрушила школьная реформа 1958 г., этому способствовало увеличение количества часов, которые отводились преподаванию русского языка, в ущерб языкам титульных наций. К. Замятин, А. Пасанен и Я. Саарикиви также считают, что последствия школьной реформы 1958 года не только кардинально изменили национальные школы, но и в целом сильнейшим образом повлияли на культурную жизнь языковых меньшинств: «Во многих

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=