Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 20 №1 многонациональными, а малые языки сразу же пропадали из учебных программ. Динамика этнического состава хорошо прослеживается на примере Чукотки. В 1926 г. постоянное население в 15000 человек практически полностью состояло из аборигенов, основной частью которых были чукчи (12 тыс.). К 1959 г. население достигло 47000 человек. Но к 1989 г. доля аборигенов составляла уже менее 10% населения (из 163 934 чел. всего населения чукчи составляли 11 914 чел., эскимосы – 1452, эвены – 1336, чуванцы – 944, юкагиры – 160 чел.), а традиционная система расселения потерпела крушение [2, c. 285]. Два противоположных примера – истории орочского и нганасанского языков – демонстрируют, что на сохранность языка гораздо больше влияет общая этноэкологическая ситуация в районе его распространения, чем наличие письменной культуры. Оба языка никогда не имели письменности. Исконным ареалом поселения орочей являлся материковый берег Татарского пролива напротив острова Сахалин. В меняющейся обстановке молодежь не изучала какой-либо другой язык, кроме русского. Вследствие чего в настоящее время орочский язык практически мертв. Нганасаны, кочующие с оленьими стадами по неиспользуемым районам Таймыра, до последнего сохраняли свою традиционную национальную культуру. Даже негативное воздействие системы интернатских школ не повлияло на нганасан вплоть до 1960-х гг. Согласно переписи 1989 г. около 90% коренного населения удалось сохранить знание своего родного языка [2, c. 286]. Согласно закону «Об укреплении связи школы с жизнью» (1958 г.) родители получили возможность самим выбирать школу и изучаемый ребенком язык. Правда, реально этот выбор можно было реализовать только в городах. Кроме того, среднее и неполное среднее образование можно было получить только на некоторых национальных языках автономий России, а высшее образование – только на русском языке. Родителиотдавали предпочтение именно ему, т.к. это способствовало социальной мобильности и успешной карьере их детей в будущем. У закона была и обратная сторона: происходили изменения в программах, серьезно пересматривалось содержание образования. Именно руководство автономий несло ответственность за принятые решения по национальным школам (реорганизация образовательного процесса, подбор кадров, обновление учебно-методических пособий и др.), однако местная национальная администрация не видела особого смысла в развитии собственного языка. В РСФСР почти повсеместно началась русификация образования: сокращалось количество национальных (особенно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=