Время науки - The Times of Science

Егорова А. Ю. Egorova A. Yu. 2022 19 языке знакомые явления из окружающей жизни, владеть элементарными навыками чтения и письма по-русски; б) учащийся, оканчивающий неполную среднюю школу (7 классов), должен уметь свободно и правильно выражаться на русском языке, не только устно, но и письменно, уметь самостоятельно пользоваться книгой, соответствующей его возрасту, получить знание основы грамматического строя и синтаксиса русского языка и иметь начальные знания русской литературы; в) учащийся, оканчивающий среднюю школу (10 классов), должен знать основные правила и законы русского языка, уметь свободно читать, в том числе понимать не только художественную, но и научную литературу, устно передавать и письменно излагать содержание прочитанного, свои мысли на правильном русском языке» [6]. В 1940-е годы после установления советской власти в Прибалтике начался новый этап языковой жизни страны. Возник контекст для языковой интерференции на разных уровнях, сложились условия для тесных языковых контактов русского, латышского, эстонского, литовского языков [9]. Особенно активными эти процессы стали в послевоенный период, когда в прибалтийских республиках в соответствии со стратегией «универсальной планификации» началось всесторонне языковое строительство. Так, 7 февраля 1946 г. была основана Академия наук Латвийской ССР, в составе которой действовал Институт латышского языка. Его основными целями были системное проведение стандартизации языковых норм, разработка и унификация терминологического аппарата, и другие вопросы, связанные с развитием латышского языка» [7, с.817]. Вторая половина 1950-х гг. характеризуется появлением двух законодательных актов, которые не имелипрямого отношения к языковой политике, но оказали решающее влияние на языковую ситуацию в РСФСР. Согласно Постановлению ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему экономическому и культурному развитию народов Севера» (1957) предусматривалось укрупнение поселков, где проживали представители малых народов, и перенос их на новые, более удобные , с точки зрения властей, места. На деле это способствовало закрытию школ, медпунктов и магазинов в старых «неперспективных» поселках, а также насильственному перемещению народов с земель, где жили их предки. Такие народы были лишены своих охотничьих угодий, мест рыбной ловли и становились незначительным меньшинством среди численно превосходившего их пришлого населения. Русский язык становился языком их повседневного общения. Классы в школах стали

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=