Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 18 №1 интеллигенции), но и формирование письменности для «бесписьменных» или «младописьменных» народов. Первоначально предполагалось основой письменности сделать латинскую графику, объединяющую народы мира в их общей борьбе за светлое будущее. Для бесписьменных языков народов Севера алфавит был разработан именно на основе латиницы; арабская графика ряда народов Востока также была переведена на латинский. Однако в 1930-е гг. изменение политической ситуации, развитие идеологии построения социализма в одной отдельно взятой стране запустили обратный процесс перехода с латиницы на кириллицу. Сначала на славянскую графическую систему были переведены ранее бесписьменные народы (Постановление Совета Национальностей ЦИК СССР от 11 февраля 1937 г. о функционировании письменности малых народов Севера). Затем на нее перешли большинство других письменных или «младописьменных» языков страны. В середине 1930-х гг. И. В. Сталиным была выдвинута ассимиляторская концепция «зональных языков», предполагающая поглощение крупными народами национальных меньшинств в качестве этапа русификации всего населения СССР. В результате произошла ликвидация дробных форм автономии территорий, и некоторые малые народы утратили письменные языки. Прежде всего, это негативно сказалось на народах, которые к моменту образования СССР имели свою письменность (в том числе и народы, исторически исповедовавшие ислам и имеющие письменность на основе арабской графики). Независимо от степени грамотности народа и приспособленности к той или иной графике конкретного языка, эти народы во многом утратили культурную связь внутри своей этнической группы. Согласно решению пленума ЦК ВКП(б) в октябре 1937 года и постановлению правительства от 13 марта 1938 г. было введено обязательное изучение русского языка в тех школах, где преподавание ранее осуществлялось на языках коренных этносов. Согласно единым учебным планам, введённым в таких школах, со 2 по 10 класс на изучение русского языка отводилось 40 часов в неделю. Русский язык как отдельный предмет изучения был введен в школах национальных республик и областей с 1-го сентября 1938 г. В начальных школах его изучение начиналось со 2-го класса, в неполных средних и средних школах – с 3-го. Постановление также определило необходимый объем знаний по русскому языку для учащихся начальных, неполных средних и средних нерусских школ: «а) учащийся, оканчивающий начальную школу (4 класса), должен освоить такой запас русских слов, который позволил бы ему понимать простую разговорную речь, а также излагать на русском

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=