Время науки - The Times of Science

Воробьев А.Д., Леонов П.Ю. A. D. Vorob`ev, P. YU. Leonov 2022 15 публикации политолог участвовал в долгой полемике и был раскритикован. На примере работ Фукуямы мы можем наблюдать, как эсхатология из религиозного контекста переходит в светский и становится более политизированной, идеологизированной. Концепция Фукуямы показывает трансформацию эсхатологических представлений из духовной сферы в материальную. Конец истории означает утопическое стремление к блаженству земному, а не небесному. В данном смысле религиозный накал эсхатологии снижается, приобретает черты антропоцентризма, знаменуя конец не для духовного, не для воли Творца, а для самого человечества, его зацикленность на себе. Ещё одним примером современных эсхатологических представлений является зомби-феномен в массовой культуре. Культура зомби пришла из стран Африки и Гаити, она связана с культовыми практиками вуду воскрешения мёртвых. Однако у этого феномена есть и христианское толкование - эпизод о воскрешении Лазаря Христом и излечение его от болезни (Ев. от Иоанна 12:9). В «Откровении» Иоана во время Страшного Суда также должно произойти воскрешение из мёртвых и возвращение их к жизни: «Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет» (Отк.20, 20:5). Современная масскультура транслирует образ зомби как агрессивного мёртвого существа. Было создано достаточно фильмов-ужасов и видеоигр, повествующих о зомби- нашествии, которое вызовет коллапс человеческой цивилизации. Этот жанр получил название зомби-апокалипсис, то есть эти эсхатологические представления имеют в основе религиозный и мифологический символизм. Но авторы произведений о зомби, их литературные герои, киногерои не говорят о Боге. Эта тема не фигурирует ни напрямую, ни косвенно, а восстание мертвецов рассматривается как бесповоротная гибель человеческой цивилизации, становление нового общества и мира, где людям нет места. Здесь мы сталкиваемся с проблемой аксиологического восприятия образов мёртвых: массовая культура нагнетает страх, боязнь и трактует зомби как явление отрицательное. Но из-за отсутствия точных научных данных возникает ряд вопросов, связанных с образами умерших: являются ли зомби злом? есть ли у них сознание или нет? имеет ли человек право убивать воскресшего, исходя из гуманных и христианских соображений? И эти вопросы выходят далеко за рамки эсхатологических идей традиционного христианства. Подводя итоги, можно выделить чёткую линию эволюции эсхатологических представлений. Переход от Ветхого Завета к Новому был ознаменован изменениями представлений о Мессии. Пророчество Иоанна Богослова преподносило идею конца света через духовное спасение и начало новой жизни. Трансформация эсхатологических интенций в современности отошла от религиозной трактовки Судного дня, что связано с тенденцией демифологизации Библии в светской среде. Появились антропоцентрические концепции и теории конца света, обращённые в первую очередь на само человечество и его жизнь на Земле.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=