Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 14 №1 другие же, грешные, падут в вечные страдания. Здесь чётко прослеживается мысль о мстительности Бога и воздаянии каждому своего (в этом видна связь с иудейским Яхве). Блаженство понимается как единое духовное существование с Богом, подобно единому целому. Современные протестанты проповедуют хилиазм в буквальном понимании текстов «Откровения», иными словами, говорят о грядущем Царстве. Хилиазм отвергается католиками и православными, которые воспринимают стихи аллегорически, считая, что Царство уже наступило. Всё это заставило богословов усомниться в пророческом смысле книги Иоанна. Одни воспринимали Апокалипсис как грядущее событие и пришествие зла в лице Антихриста; другие придавали историческое значение видению, связанному с гонениями на христиан; для третьих «Откровение» - аллегория, причем не столько пророческая, сколько нравственно поучающая. А. Донини в монографии «У истоков Христианства» писал: «сомнения в подлинности "Апокалипсиса" Иоанна Богослова могли возникнуть в недрах христианского общества после того, как обещания о скором наступлении "Царства Божьего", которые лежат в основе эсхатологических представлений Христианства не оправдались» [6, c. 155]. Таковой является эсхатология Нового Завета. Проводя сравнение Заветов, мы видим не только конкретные различия в трактовке конца времён, но и парадигму изменений взглядов на них, то есть отмежевание христианской апокалиптики от иудейской. В дальнейшем происходит последующая трансформация эсхатологических представлений. Это связано с распространением представлений о конце истории, цивилизации, культурно-исторических типах в философии истории, распространением массовой культуры, эпохой масскульта, развитием и усложнением жанров фантастики, утопии, антиутопии, появлением движения нью-эйдж, обращения к язычеству, традиционным верованиям в их новом прочтении. Рассмотрим некоторые представления современной эсхатологии и их проявления в обществе. В 1992 году философ и политолог Френсис Фукуяма написал книгу «Конец истории и последний человек». В ней автор высказал идею о том, что победа либеральной идеологии и глобализации во всем мире над исламским фундаментализмом и левыми идеями приведёт к закономерному концу истории. Он чётко обозначил грань между «сильными» демократическими государствами, которые имеют главенствующую роль в политике и «слабыми» государствами, для которых свойственны традиционные институты, авторитаризм, терроризм и социальные проблемы. По мнению автора, победа экономического либерализма станет предвестником торжества либерализма политического, и тогда жизнь человечества станет настолько благополучной и обыденной, что отпадет необходимость выделять исторические события, то есть, по мнению Ф. Фукуямы, история сменится постисторией. В его представлении «конец истории не означает конец событийной истории, но означает конец века идеологических противостояний, глобальных революций и войн, а вместе с ними – конец искусства и философии» [8]. Вопрос заключается в том, насколько это реалистично: после

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=