Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 12 №1 «Новая Философская энциклопедия» даёт следующее определение: Эсхатология (от греч. ἔσχατος – последний, конечный) – «в религиозных мировоззренческих системах учение о конечных судьбах человеческой личности и всего сущего в «вечности», за пределами истории, биографии, вообще «этого» мира» [1, с. 467]. Учение о конце времён есть во многих религиях, мы будем рассматривать эсхатологию через ветхо- и новозаветную традиции христианства. Впервые идея апокалипсиса появилась в среде иудеев в период их жизни в изгнании в Вавилоне, основоположником жанра является пророк Иезекииль (ок. 622 г. до н.э. – ок. 571 г. до н.э.). Переход от старой эпохи к новой иудеи связывали с возвращением из вавилонского пленения в места обетованные – в Иерусалим, к горе Сион – священному символу еврейского народа. Для пророков Иудеи – Михея, Исайи, Неремии, Иезекниля – мотив восстановленного величия стал ведущим: он связал многие эсхатологические темы Ветхого завета, среди которых принято выделять следующие: 1. Возвращение в землю обетованную; 2. Праведный царь-мессия; 3. Победа Израиля над другими; 4. Установление мира между народами; 5. Обращение народов; 6. Прощение грехов; 7. Обновление человеческого рода; 8. Обновленный мир без насилия в нем. Большинство этих пророчеств были значимы в контексте современных им событий, в них не рассматривалась мессианская перспектива. Однако можно увидеть, что они применимы к Боговоплощению, преображению людей и всего мира. Из этого можно сделать вывод, что ветхозаветная эсхатология была связана с настоящим и устремлялась в будущее на земле. Благодаря воззрениям общины ессеев, отделившихся от ортодоксального иудаизма и понимавших себя как «Новый Завет», произошел постепенный переход к осмыслению мессианской идеи Царства от этого мира к пониманию Царства Небесного. Эта тенденция полностью нашла свое воплощение в Новом Завете христиан. Особый интерес представляет рассмотрение этой тенденции на базе древнего Израильского Царства, его пройденного исторического пути и событий: Вавилонское пленение Навухдоносором, разрушение Храма, гонения на иудеев, жестокое подавление бунтов римлянами. На основе этих событий у еврейского народа формировались свои эсхатологические интенции, внутри- заветная эсхатология иудеев. Если пророки, как предвестники Царства Небесного, передающие слово Божие, выступали в качестве авторов своих произведений, то авторы апокалиптических книг почти всегда выступали под псевдонимом. Для них было важно сообщить, что им открылась иная модель мира, которая существовала извечно, судьба которого была предрешена Творцом. Рассуждая о ветхозаветной эсхатологии, мы смотрим на события Ветхого Завета и чаяния

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=