Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 36 №4 Таким образом, можно сказать, что в репрезентации антирелигиозной пропаганды в учебной литературе, независимо от авторов, издательства или прочих факторов, имели место следующие особенности. В первую очередь, почти весь идеологический смысл пропаганды концентрировался в тексте, как основной составляющей материала. Это можно объяснить бόльшей простотой наполнения смысловым содержанием текста в сравнении с иллюстрацией. Если в иллюстративном материале обычно закладывался один или два пропагандистских тезиса, то в тексте их может быть много больше. Примером этого может выступать букварь Кругляшова [20]. В небольшом тексте (всего6 строчек) фигурируют не только антирелигиозная пропаганда, но и пропаганда символов нового государства (Красное знамя), колхозы, достижения науки и советской власти. В то время как иллюстрация ограничивается исключительно антирелигиозной пропагандой. Во-вторых, в период 1920-30-х гг. не сложилось цельной структуры антирелигиозной пропаганды. Она всегда представляла собой разрозненные тексты, которые не давали целостного представления о церкви и религии. Эти тексты почти никогда не объединены общей темой или авторским замыслом и проблематикой. Единственным, что их объединяет, является тезис: «религия – враг советского государства и народа», – который в различной форме встречается во всех проанализированных текстах. В-третьих, тематика антирелигиозной пропаганды разнообразна. В ее основе, как представляется, лежат три ключевые темы: «Религия и наука», «Религия и прошлое», «Религия и классовая борьба». В первом случае тексты описывают вредность религии для развития науки или несостоятельность религиозных представлений о развитии мира. Таким образом, складывается пропагандистская аксиома «религия – зло, потому что противоречит науке». Во втором случае религия напрямую связывается со всем историческим периодом, который предшествовал власти советов. Описывается то, как религия помогала удерживать власть царей, как она замедляла распространение образование и т.д. Таким образом выстраивалась аксиома «религия – зло, потому что сформировалась до становления советской власти». Третья группа является самой распространенной. В нее входят все тексты, которые так или иначе связаны с феноменом классовой борьбы. В антирелигиозной пропаганде значительное, если не главное, место занимаеттема колхоза. В различных интерпретациях это может быть и рассказ о невступлении в колхоз в силу религиозных убеждений, и описание вреда, причиненного попом колхозу, и иные сюжеты. Таким образом, формируется аксиома «религия – зло, потому что это символ принадлежности к врагам советской власти». В-четвертых, большая часть антирелигиозных текстов имеют вид повседневных зарисовок. Данная особенность не встречается только в научных текстах, которые не могли содержать сцены из жизни советского человека. В остальном же почти все проанализированные тексты в той или

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=