Время науки - The Times of Science

Юдочкин Д. И. Yudochkin D. I. 2021 35 мускулистый кулак, который грозит попу. Читателю показывают, что есть силы, которые борются с такими некрасивыми, уродливыми людьми, представляющими опасность. Он очевидным образом встанет на сторону колхоза, который не «ведется» на проповеди священника. Таким образом, на основе проделанного анализа мы можем говорить о неоднородной структуре антирелигиозной пропаганды. Несмотря на наличие нескольких текстов в одном и том же букваре, расположенных последовательно или со значительными промежутками, ни в одном из проанализированных учебников антирелигиозная пропаганда не образует единой смысловой структуры. Таким образом, идеологический смысл, который был заложен в антирелигиозную пропаганду, оказывалсязачастую разобщенным и непоследовательным. Тем не менее, каждый антирелигиозный материал представлял собой цельное идеологическое сообщение от государства. Для максимально эффективного усвоения антирелигиозного материала учеником были созданы необходимые условия: разные формы повествования (текст и иллюстрации); стилистическое разнообразие текстов, воздействовавших на максимально широкий круг эмоций как ребенка, так и людей с разными психологическими особенностями и жизненным опытом; большой круг охватываемых тем, которые позволяли всем категориям учеников обнаружить знакомые чертысвоего повседневного окружения. Отметим, что ситуация, когда конкретный материал посвящен только антирелигиозной пропаганде, крайне редка. Как правило, антирелигиозный сюжет напрямую связан со вступлением в колхоз, выполнением пятилетки или индустриализацией. В данном случае антирелигиозная пропаганда выступала пусть и значительной, но не единственной (а иногда и не главной) темой. Ярким примером подобного рода может служить уже упоминавшийся букварь Д.И. Баласова [8]. Несмотря на то, что антирелигиозный смысл иллюстрации и текста значителен, критика попа происходит в учебном классе (или клубе), т.е. соединяется с темой ликвидации безграмотности. Другой пример – материал «Кому нужна религия?» [21]. Главный мотив текста – попы являются врагами всех рабочих во всех странах мира. Однако основа пропагандистского текста, его аксиома,- это классовая борьба: попы каждой страны являются врагами рабочих как класса. А, следовательно, и здесь антирелигиозная пропаганда не совсем самостоятельна. Затруднительно объяснить указанную особенность. Можно лишь предположить, что антирелигиозная пропаганда не мыслилась составителями букварей как самостоятельная единица. Кроме этого, размывание антирелигиозной пропаганды, в некоторых случаях, способствовало смягчению смысловой нагрузки антирелигиозного материала и даже смещению акцентов с темы религиозной на тему колхоза или любой другой.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=