Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 34 №4 комичный эффект, с одной стороны, и внушается негативное отношение к некрасивому человеку, с другой стороны. Поп на первой иллюстрации уводит крестьянина от колхоза. При этом колхоз, как общественный институт, показан как положительное явление. А потому, у ученика должна возникнуть ассоциация, – «поп желает зла». Следовательно, ребенок почти бессознательно отделит себя от священника, как от человека, который даже теоретически не может быть добрым. В этом ему поможет иллюстрация, так как значительно упростит формирование означенной ассоциации за счет специфического изображения священника. Несколько иной вариант иллюстрации представлен во втором тексте [3]. Это одно из немногих исключений, когда иллюстрация несет больший смысловой посыл, нежели текст. На странице видим две картинки. На первой некий взрослый (предположительно, учитель) и ученик указывают на дверь священнику. На второй картинке показан урок (или заседание антирелигиозного клуба) под плакатом «Вон попов!» В данном случае на первое место выходит именно визуальное повествование.На первой иллюстрации, можно отметить союз взрослого и ребенка в их нежелании слушать лицо духовного звания. По всей видимости подчеркивается и то, что в образовании не может быть речи о религиозной составляющей. На второй – определена общность людей, объединенных антирелигиозным сознанием. Их намного больше, чем на первой иллюстрации, они слушают учителей и получают знания. А присовокупив посыл первой иллюстрации, они получают «надежную защиту» от религиозных предрассудков – образование. Другим примером материала, где иллюстрация имеет самостоятельное значение и даже выходит на первое место в повествовании, может выступать рисунок в букваре А.Е. Здорова [15]. Данный учебник в контексте рассматриваемой темы можно считать уникальным: это одно из немногих пособий, которое нарушает правило размещения антирелигиозного материала во второй части: текст расположен на странице 11, в то время как всего в букваре их 64. Можно предположить, что это было сделано за счет переноса повествовательного смысла и идеологического посыла целиком с текста на иллюстрацию, которая представляет собой два изображения. На первом священник, по всей видимости, проводит службу, на втором – предлагает некий лист бумаги. Герой первой иллюстрации смотрит непосредственно на читателя. Лицо священника хорошо выполнено, но нарисовано отталкивающе. Длинные уши и вытянутое лицо придают ему сходство с ослом или каким-то иным животным. Ученик не захочет иметь с таким героем что-либо общее и попытается выйти из той социальной группы, к которой относится столь неприятный человек. На второй иллюстрации служитель культа стоит боком по отношению к читателю и протягивает в дверь некие листы бумаги. Разобрать написанное невозможно, однако из двери, над которой написано «Колхоз», появляется

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=