Время науки - The Times of Science

Юдочкин Д. И. Yudochkin D. I. 2021 33 достижениям науки. Более того, произведение прямо указывает, что ранее, во времена Российской империи, наука не использовалась для улучшения урожайности. А, следовательно, голод, который крайне часто случался в то время, – следствие надежды на божественное вмешательство, а не на научный подход. Разноплановый набор тем повторяется и в рассказе «Как было раньше» [10]. В данном случае акцент сделан на дореволюционном времени, которое требовалось представить более трудным, чем то, в котором живет читатель. Описывается классовая борьба, эксплуатация крестьян помещиками и злоупотребления чиновников, штрафовавших крестьян за самые незначительные проступки. В данном случае религия показана «опиумом для народа», так как в ответ на все несправедливости предлагалось исключительно религиозное утешение. В ряде учебников базовые мысли автора и выводы, которые читатель должен был сделать на основе рассказанной истории, выделялись шрифтовыми и/или графическими способами, что подчеркивало их важность и значимость. Интересным примером использования рамки в антирелигиозном материале может служить букварь И.Д. Давыдова и Н.А. Костина [13]. Это единственный фрагмент антирелигиозной пропаганды в данном букваре. Он представляет собой всего два предложения «Наш урожай не от бога. Нет бога!» При этом данная вставка разделяет два смысловых фрагмента о сборе урожая в колхозе. Таким образом, антирелигиозный материал буквально вклинивается в материал о колхозе. Иллюстрация – следующий структурный элемент учебника, который мог содержать антирелигиозную пропаганду. Однако данный элемент встречается достаточно редко и почти всегда присутствует только рядом с текстом, выполняя некую пояснительную функцию. При этом большая часть смысла закладывается автором именно в текст, как своего рода базовый компонент. Наиболее яркими примерами в данном случае могут служить два материала. Первый из них – рассказ «Поп – враг колхозников» [7]. Согласно сюжету, Матрена работала у кулака и слушала рассказы попов, а потому не вступала в колхоз. Ситуацию исправили школьники, которые убедили Матрену вступить в колхоз. В верхнем и нижнем углу листа, на котором напечатан рассказ, расположены иллюстрации. На верхнем рисунке священник уводит крестьянина от колхоза, на нижнем– священник что-то рассказывает двум женщинам. В первую очередь можно отметить, что лица священников прорисованы в большинстве букварей лучше, чем лица окружающих их персонажей (если таковые есть). Но при этом лицо священника является самым неприятным, а поза, в которой он изображен, иногда искажена. Таким образом достигается несколько

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=