Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 32 №4 большинство детей уже не празднуют рождество, а участвуют в антирелигиозной деятельности. Проанализировав общую направленность антирелигиозного материала, его место и роль в учебнике, можно перейти к его структурному и смысловому анализу. Выделим такие компоненты как: заголовок, текст, иллюстрации. Заголовок. Можно говорить о заголовках нескольких типов: a) заголовок – призыв, в котором уже содержался некий антирелигиозный посыл. Наиболее ярким в этом отношении является описанный выше текст – «В нашем колхозе рождество не будет праздником!» б) тематический заголовок. В данном типе заголовков отражено содержание текста, его суть: «Вредители» [8], «Как было раньше» [10] и т.д. В таких заголовках нет прямой антирелигиозной пропаганды, но внимание читателя акцентировано на каком-либо важном аспекте этой темы. Так в тексте «Вредители» заголовок подчеркивал роль попа и кулака, помогая сформировать мнение в их отношении еще до того, как обозначенные герои появились на сцене. Другой пример такого же заголовка – «Случай каких много» [11]. В данном тексте описывалась ситуация нежелания крестьян вступать в колхоз из-за наставлений попа. Однако руководитель колхоза нашел способ развеять их сомнения. В данном тексте ни разу не упоминается факт того, что такие случаи происходят где-то еще, и не приводится статистика, доказывающая это. Функции и первого, и второго выполняет заголовок, который сообщает читателю о том, что ситуация отказа вступать в колхоз по «религиозным причинам» весьма распространена – равно как и ее преодоление. в) иные заголовки. К данной группе следует отнести все прочие заголовки, которые не содержат непосредственной антирелигиозной пропаганды. В основном, это заголовки научных текстов. Например, «Николай Коперник» [6]. Текст. Текст в антирелигиозной пропаганде занимает главное место. Именно здесь сосредоточена большая часть смыслов и посылов, заложенных авторами. Тексты условно можно разделить на 2 вида: научные (и/или научно–популярные) и художественные. В уже упоминавшемся тексте «Николай Коперник» не содержится прямой антирелигиозной пропаганды, найти ее здесь можно только рассматривая контекст в соседних рассказах. Содержание данного текста строго научно. Текст«Без бога» [9] носит открыто назидательный характер, показывая, что с помощью научного метода проблему можно решить более эффективно, чем при помощи религиозных ритуалов. Здесь критикуется старшее поколение, которое более религиозно по сравнению с новым, выросшим при власти Советов, и отдельно указывается, что повышение урожайности, то есть борьба с голодом, может быть возможна только благодаря передовым

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=