Время науки - The Times of Science

Юдочкин Д. И. Yudochkin D. I. 2021 31 зрения напрямую связывается с марксизмом, как основополагающей концепцией пропаганды в целом. Вторая причина подобного расположения материалов антирелигиозной пропаганды, на наш взгляд, связана не с педагогическим, а с идеологическим аспектом. В период 1917-30-х гг., то есть времени укрепления советского строя, для новой власти было жизненно необходимым считаться с традиционными представлениями религиозно настроенного российского общества. Формирование и распространение в массовом сознании новой идеологии нуждалось в значительной подготовке: объяснение основных постулатов марксизма–ленинизма, приобщение человека к партийной / околопартийной жизни и повышение уровня коллективизма и конформизма отдельно взятой личности. По убеждению советского государства, данная задача могла быть удовлетворительно выполнена именно школой, которая целевым образом формировала ценностные установки. В советском букваре рассматриваемого периода тема антирелигиозной пропаганды обычно была представлена одним или двумя текстами (с иллюстрациями или без них), которые почти никогда не располагаются подряд или относительно близко друг к другу. Например, букварь «Мы в школе» [8], который является одним из самых насыщенных антирелигиозной пропагандой, имеет следующее размещение антирелигиозных материалов: 19, 34, 38, 51 страницы. Между ними встречается пропаганда самых разных тем: Красная Армия, построение коммунизма и проч., однако никакой связи между различными пропагандистскими текстами нет. Тем не менее, из данного правила имеется несколько исключений. В качестве примера можно назвать букварь «Малышам – колхозникам»[14]. В нем на стр. 93-95 содержится несколько следующих один за одним антирелигиозных текстов, причем они объединены общей темой – «Рождество». Первый рассказ – «Долой рождество!» призывает детей идти в школу, а не делать из религиозного праздника выходной день. Второй – «Откуда взялся праздник рождества?» – описывает причины появления праздника в конкретный день года. Некоторым итогом этих двух текстов является третий – «Мы – безбожники», в котором указывается, что дети «часто ходят» в уголок безбожников и там занимаются – в противовес попам, которые «мешают выполнять пятилетку». Последний текст блока – «В нашем колхозе рождество не будет праздником!» содержит призыв не отмечать Рождество, а пойти в клуб. Таким образом, в данном случае можно видеть последовательный антирелигиозный материал, который имеет конкретную цель – снизить количество людей, празднующих Рождество. С этой целью потенциальному читателю объясняют, как данный праздник начал отмечаться, и почему эта причина не может быть авторитетной. Также указывается, что подавляющее

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=