Время науки - The Times of Science

Время науки The Times of science 30 №4 Учебное пособие Номер страницы, содержащей антирелигиозную пропаганду Блонский П.П. Красная зорька. М.-Л., 1924 87-88 Венгров Н. Мы в школе. М., 1924 34 Кайданова О.В. Красный пахарь.М., 1928 22-23 Кайданова О.В. Наш букварь. М., 1928 93-94 Байдина А.В. Всем неграмотным ребятам. М., 1930 74-75 Будный Г.И. За грамотный колхоз. М., 1930 20-21 Как видно из представленной таблицы, только в двух случаях антирелигиозная пропаганда помещена на страницах до тридцатой. Однако и это связано со структурными особенностями материала в конкретном пособии. Так в букваре Г.И. Будного «За грамотный колхоз» [5] ко времени анализа школьниками антирелигиозного материала уже должно было пройти одиннадцать уроков. А, следовательно, у ученика уже должно было сформироваться доверие учителю и пропаганде в целом, что должно было облегчить борьбу с «религиозным сознанием». В букваре О.В. Кайдановой «Красный пахарь» [15] антирелигиозный материал связан с буквой «Ц» (церковь) алфавита, а потому появляется раньше, чем во многих иных букварях. Но и в этом случае речь идет об одной из последних букв алфавита. То есть, и в данном букваре учителю дается весьма значительное время в ходе учебного процесса для завоевания авторитета ученика, пропаганда успевает сформировать прочную основу, на которую можно опереться при обсуждении столь сложной темы как религия. Причины такого расположения антирелигиозного материала, вероятно, следующие. Составители учебников считали антирелигиозный материал сложным для восприятия учениками, потому помещали его ближе к концу учебного пособия – когда определенный уровень освоения навыка чтения уже достигнут, а вместе с ним – и уровень сформированности сознания. Примером можно считать «Букварь по ликвидации безграмотности среди взрослых» [6]. В нем содержится наибольшее количество антирелигиозного материала из всех проанализированных нами пособий. Антирелигиозный материал помещен на последних страницах данного букваря – с 28 по 33. В данном случае можно говорить о наличии целого блока антирелигиозных материалов, помещенных последовательно один за другим. Представлены несколько текстов, которые объясняют научную картину мира (о Николае Копернике, о верованиях древних людей и Дарвине); затем текст о Карле Марксе и его мировоззренческой позиции. Таким образом, научная точка

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=