Время науки - The Times of Science

Юдочкин Д. И. Yudochkin D. I. 2021 29 Актуальность темы настоящего исследования обусловлена возросшим в российском обществе интересом к истории русской православной церкви в целом и в первые десятилетия существования советского строя в частности. Указанный период в истории РПЦ является одним из самых сложных и, вместе с тем, одним из наиболее интересных, поскольку церковь оказалась в совершенно новой для себя ситуации. Новая государственная идеология не просто перестала искать опору в церковных институтах и использовать их как источник легитимизации своей власти, но начала прямо критиковать церковь, а затем преследовать священнослужителей и людей, разделявших взгляды церковных деятелей. Кроме того, исследование антирелигиозной пропаганды указанного периода помогает рассмотреть один из основных столпов всего советского общества – пропаганду, которая распространяла среди населения нового государства особую идеологию, значительно отличавшуюся от тех, которые знала мировая история. Пропаганда играла далеко не последнюю роль в формировании особого культурного фона, который обеспечивал стабильность политического режима советской власти на протяжении всего периода ее существования. В этом ключе антирелигиозная пропаганда может быть рассмотрена как важный фактор формирования новой советской идеологии, как инструмент влияния на мировоззрение детей и взрослых. Объектом анализа для нас послужили азбуки и буквари 1920-30-х гг. – одно из средств активного воздействия на представления людей о мире, эпохе и о себе. Для исследования было взято 50 учебников: букварей, книг для чтения, книг для ликвидации безграмотности, для городских и сельских школ, адресованных детям и взрослым – в том числе колхозникам, рабочим заводов и красноармейцам. Однако, как оказалось, далеко не во всех из них содержалась антирелигиозная пропаганда. Итоговый корпус источников составили 36 учебных пособий. Отметим, что учебников, вовсе «свободных» от пропаганды, нами не было обнаружено, но антирелигиозный аспект ни в одном из пособий не играл ведущей роли: в среднем под эту тему отводилось около 1,5 страниц, нередко авторы ограничивались и 1 страницей текста. С некоторыми оговорками, о которых речь пойдет ниже, подчеркнем, что большая часть антирелигиозных материалов присутствовала во второй (так называемой хрестоматийной) части букварей: Таблица 1

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=