Время науки - The Times of Science

Антошкина А.Н., Варакина А.В. A.N. Antoshkina, A.V. Varakina 2021 5 мелькнули подле самого его белые ноги рыжего жеребца, и Махотин на быстром скаку прошел мимо. Вронский касался одной ногой земли, и его лошадь валилась на эту ногу» [2]. Приведем несколько примеров задач, созданных на основе отрывков из произведений Л. Н. Толстого. 1. Староста привязал палку к веревке, и баба верхом села на нее, взялась за веревку и стала слезать в колодез, а староста за колесо стал спускать ее. В колодце было всего шесть аршин глубины, и только на аршин стояла вода («Вредный воздух») [3].  Что такое аршин? Сколько в аршине метров?  Какова глубина колодца?  Какова глубина колодца, если от момента бросания камня до момента, когда был слышен всплеск воды, прошло 3,15 с? Начальная скорость камня равна нулю. В качестве скорости звука принять 300 м/с (Ответ: 45 м). 2. Черемуха эта росла не кустом, а деревом, вершка три в отрубе и сажени 4 в вышину, вся развилистая, кудрявая и вся обсыпанная ярким, белым, душистым цветом. Издалека слышен был ее запах («Черемуха») [3]. Какой физический процесс, связанный с перемещением атомов вещества, описан в предложенном отрывке?Дайте ему определение. (Ответ: диффузия – это проникновение частиц одного вещества в промежутки между частицами этого же или другого вещества.) 3. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния, такая светлая, что мне глазам больно стало, и я зажмурился. Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока перестал дождь («Как мальчик рассказывал о том, как его в лесу застала гроза») [3].  Как возникает гроза?  Назовите причины возникновения молнии.  Во время грозы было видно, как между облаками и землей блеснула длинная молния, а затем, через некоторое время, был слышен удар грома и его раскаты, продолжившиеся в течение довольно длительного времени после молнии. Объясните описанные выше явления, наблюдаемые во время грозы. Решение задач школьного курса физики, составленных на основе отрывков из произведений художественной литературы, способствует не только повышению познавательного интереса учащихся, но и развитию положительных мотивов учения, творческого и критического мышления, а также помогает формировать школьникам активную жизненную позицию [1].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=