Время науки - The Times of Science

Деева Э. А. E. A. Deeva 2021 9 например, осуществление процедур творческой деятельности происходит при наличии иллюстраций и заданий к ним: составить рассказ или письменное сочинение по репродукции картины или рисунку. Такого рода задания часто включены в учебники для начальной школы. В реальной образовательной практике учитель может вовсе не применять на уроке учебник, выбрав другие информационные источники. Выбор учителем методов, средств и приёмов обучения детерминирован не только дидактической концепцией или подходом, но и особенностями конкретного класса. А учебник, к сожалению, не всегда становится хорошим «помощником». К примеру, в нем может содержаться небольшое количество проблемных заданий, но сделан акцент на трансляцию и получение переработанной научной информации. Авторы и составители учебников высокого качества предоставляют учителю и ученику выбор: различные по сложности тексты, проблемные ситуации и задачи, задания на репродуктивное воспроизведение информации и др. Оценочно-результативный ( рефлексивно-оценочный) компонент образовательного процесса предполагает анализ, оценку педагога, самоконтроль и оценивание учениками результатов обучения, сопоставление их с целями, понимание причин несоответствия (если таковые имеются), а также продумывание дальнейших шагов по устранению недочётов и достижению цели. Этот компонент в учебнике моделируется посредством аппарата организации усвоения. Учебник содержит задания, вопросы, ответы, таблицы, работая с которыми учащиеся повторяют изученный материал, анализируют свои результаты. Так, в начале года и перед изучением новой темы учебники предлагают задания и упражнения для воспроизведения и уточнения знаний и умений, полученных школьниками на предшествующих этапах [8]. Мы также можем встретить разделы «Повторение», «Обобщение», «Проверь себя», например, после изучения частей речи в учебнике русского языка для 4 класса [9, с. 24, 40, 78]. Учебник содержит задания для систематизации и закрепления нового в каждой теме, любом разделе и в конце освоенной за весь год программы. Все описанные элементы образовательного процесса в учебнике могут быть заложены явно и неявно, а также неполно. Так, в зависимости от уровня воплощения в пособиях целей и технологий обучения В. П. Беспалько выделяет 16 типов учебников как возможных информационных моделей педагогической системы: дидактические (с диагностично поставленной целью и дидактически обработанным содержанием); декларативные (цель поставлена диагностично, но содержание дидактически не обработано); догматические (содержание обработано дидактически, но без ориентировки на продуманные цели); монографические (не поставлена цель, содержание

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=